Этот тяжелый легкий жанр

опубликовано в номере №1282, октябрь 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Это естественно. Серьезная музыка требует от слушателя известной подготовки, «слухового» опыта, сосредоточенности в восприятии; легкая – проще, доступнее, и к тому же она стремится передать настроение и живость молодой аудитории.

– Именно поэтому хотелось бы коснуться некоторых ее проблем. На мой взгляд, создалась какая-то непонятная ситуация. С одной стороны, каждый любитель этого жанра может в принципе слушать записи самых популярных певцов и музыкантов мира, «звезд» первой величины. Технический прогресс, о котором вы говорили, делает свое дело. Но что удивительно: рядом с высококлассной эстрадой уживается и довольно серая посредственность – с невыразительной мелодией, затертыми словами, сереньким, усредненным исполнением, когда одного певца трудно отличить от другого. Вокально-инструментальные ансамбли? Числом так много, но порою вся разница только в названии да костюмах. Количество явно довлеет над качеством. А ведь и эти маловыразительные исполнители своим маловыразительным репертуаром формируют музыкальный вкус молодежи. Вы согласны?

– Согласен. Корень проблемы заключается в том, что спрос опережает предложение. Вот у нас, в Ленинграде, каждый вечер во дворцах культуры, клубах, на танцевальных площадках выступают десятки, а то и сотни вокально-инструментальных ансамблей. Если познакомиться с ними поближе, окажется, что лишь пять-шесть – коллективы добротного профессионального уровня, многие же – вообще за пределами искусства. Но и они успешно работают, «дают план».

На всесоюзной эстраде, на мой взгляд, дела тоже не блестящи. Прикинем: кто из наших ВИА мог бы достойно выглядеть на мировой эстраде? Три, четыре, ну пять коллективов – больше не назовешь. И это при огромном интересе к легкой музыке и огромном количестве ансамблей.

– Кого же в число «избранных» включили бы вы лично?

– «Песняры», «Орэро», «Ариэль», «Машина времени».

– Пожалуй, мой личный список тоже ограничился бы только этими коллективами. Однако предложенный вами критерий – выступление на условной мировой эстрадной площадке – слишком высок, уверен, что его «проходной балл» окажется не по плечу и большинству зарубежных исполнителей. Собственно, кого из современной зарубежной эстрады можно с уверенностью отнести к «звездам» первой величины, с кем нашим будет трудно тягаться? Все те же «АББА», «Бонн М», Лайза Минелли, Демис Руссос, ну еще пять – десять исполнителей того же уровня ИЛИ рангом чуть ниже – и все. Да и в прошлом та же картина: Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Бен Гудмен, «Битлсы» – все это вершины над безбрежным морем легкой музыки среднего уровня. Чтобы убедиться в этом, нужно всего лишь посмотреть выступления гастролирующих у нас зарубежных исполнителей.

– Я был уверен, что наш разговор обязательно придет к этому: к проблеме организации у нас гастролей зарубежных артистов. Кто из первоклассных эстрадных мастеров приезжал к нам за последние годы? «Бони М», Элтон Джон, оркестр Поля Мориа. И все. Причем их видела только Москва. В то нее время наши великолепные киноконцертные залы переполняет зарубежная эстрада, мягко говоря, не особенно высокого уровня. Бывая за границей, я часто убеждаюсь, что ансамбли, так лихо и широко рекламируемые у нас, которым мы предоставляем лучшие концертные залы, у себя на родине выступают в кабаре, варьете или просто в ресторанах. И там это никого не удивляет, потому что это исполнители именно такого стиля. Отчего у нас они получают самые лучшие эстрадные площадки – для меня загадка. В принципе у организаторов подобных гастролей есть веский довод: в стране построено много великолепных дворцов, концертных залов, их нужно эксплуатировать, выполнять финансовый план, заполнять какими-то программами. Вот и приглашают из-за рубежа середнячков, а то и вовсе любителей и с рекламой, которой они не заслуживают, запускают с гастролями по всей стране. Но такое объяснение нельзя оправдать. Ибо подобный подход жестоко бьет по нам же самим: насмотревшись на зарубежных полупрофессионалов, наши исполнители того нее уровня начинают мнить о себе невесть что. Они перестают критически оценивать свой труд, требуют такого же рекламного шума, которого удостаиваются их зарубежные коллеги. Ведь они действительно ничем не хуже. Это, кстати, одна из причин, почему многие наши ВИА, не поднимающиеся над средненьким уровнем, очень высокого мнения о себе.

– Что тут можно сделать?

– По-моему, необходим очень четкий и в то же время простой подход: каждый из гастролеров должен получать то, что он заслуживает, занимать место, которому он соответствует. Допустим, прекрасные группы «АББА» или «Бони М» получат самые лучшие, самые почетные налги концертные залы. Кто-то другой будет выступать на более скромных площадках. Третьи – в варьете, ресторанах, на молодежных танцевальных вечерах.

Такой мерой мы сразу сможем составить табель о рангах: это – настоящее искусство, высший класс эстрады, это – профессионально, хорошо, но обычно, а вот это исполнение полулюбительское, требовать от него многого не следует: под такую музыку лучше танцевать, чем слушать ее в концерте.

Между прочим, в слушательской практике этот процесс деления уже происходит. Ныне далеко не каждый зарубежный гастролер, даже несмотря на нашу рекламу, собирает полный зал. Истинные любители легкой музыки благодаря все тем же грампластинкам, телевидению и радио достаточно хорошо ориентируются в том, кто есть кто, и заранее знают, на кого стоит сходить, а кто внимания. не достоин.

Я думаю, эту расстановку по рангам необходимо закрепить в нашей концертной практике.

И, конечно же, необходимо увеличить количество гастролей у нас лучших зарубежных исполнителей, расширить географию их выступлений. Если бы их приезжало не один-два, а десять – пятнадцать в год, то нам было бы легче поставить ансамбли более низкого уровня на место, которому они соответствуют. Да и самим будет легче разобраться в собственном хозяйстве. А то, лишившись четких ориентиров, мы порой стремимся какой-нибудь посредственный коллектив тянуть на конкурсах, популяризировать по телевидению, портим вкус зрителей, сбиваем с толку самих исполнителей.

Пока что у нас форма опередила содержание. Все это вносит путаницу.

– Если уж мы заговорили о зарубежной эстраде, то скажите, кто вам нравится больше всего и почему. В свое время вы немало потрудились в легком жанре, и хотя сейчас ушли в серьезную музыку, мне кажется, не могли навсегда утерять интерес к увлечении» молодости.

– Свою композиторскую жизнь я начинал как раз серьезной музыкой, потом действительно увлекся легкой, ну а теперь как бы вернулся к началу пути. Сообщаю это для уточнения, а не для того, чтобы отмахнуться от той части своей биографии, когда я работал в легком жанре. Как слушатель, я вообще очень люблю легкую музыку. И когда у нас гастролируют хорошие исполнители, всегда хожу на их концерты.

– Итак, какой из ансамблей вам нравится больше всего?

– Из современных – «АББА». Я считаю, для любого эстрадного коллектива самое главное – иметь хороший репертуар, яркие мелодии. Если впервые исполненные им песни легко запоминаются. если его мелодии слушатели «уносят» с собой и рады встретиться с ними снова и в другом исполнении, то это можно считать успехом коллектива. Музыку ансамбля «АББА» можно услышать в переложении для симфоджаза, органа, фортепьяно. В свое время нечто подобное было с «Битлс». Такого количества популярных, исполнявшихся во всем мире мелодий, которое дал квартет из Ливерпуля, не было ни у какого другого коллектива. Никто не имел и такого числа подражателей.

На мой взгляд, это самое главное – быть самостоятельными: со своим репертуаром, своим стилем, манерой, и в то же время получить широкую популярность. Вот и «АББА» – ансамбль, давший очень много популярных мелодий.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены