Есть такой завод в Иванове...

А Эвентов| опубликовано в номере №864, Май 1963
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Те высшие учебные заведения, которые имеют свою базу, солидные лаборатории, надо загрузить заказами, чтобы и здесь научные работники активнее участвовали в создании новых образцов техники, необходимой народному хозяйству».

Н. С. Хрущев

(Из речи на совещании работников промышленности и строительства РСФСР 24 апреля 1963 года.)

Не пытайтесь найти этот завод в списках машиностроительных предприятий страны или хотя бы в перечне заводов города Иванова. Между тем он работает, выпускает продукцию и даже растет.

Что же это за «сверхсекретное» предприятие?

Ларчик открывается просто: хозяином завода, о котором мы хотим рассказать, является Ивановский энергетический институт имени В. И. Ленина. И работают здесь студенты, будущие инженеры-энергетики.

Правда, на табличке у входа вместо слова «завод» написано «УПМ» — учебно-производственные мастерские. Название это не только скучное, но и попросту неточное. Судите сами: разве могут обычные учебные мастерские выпускать за год четыре с половиной тысячи электродвигателей для ткацких станков, доильных аппаратов «елочка» и «карусель»? Да и под силу ли мастерским, к тому же учебным, совершенствовать конструкции моторов, создавать свою, оригинальную и экономичную модель двигателя?

Поворот просторного институтского коридора — и вы шагаете навстречу сосредоточенному гулу промышленного предприятия. Несколько шагов — и стены словно раздвигаются перед вами. Густо дохнуло запахом горячего металла, смазки, во весь голос хором грянули токарные, фрезерные, сверлильные станки.

Какие же это учебные мастерские! По просторному цеху медленно движется поток моторов. У дальней стены дожидаются своей очереди на обработку чугунные станины будущих моторов. Потом — обмотка. Здесь идет подготовка тан называемой активной части двигателя — рождается его сердце. Оно состоит из бесчисленных, замысловатых переплетений — электроносных сосудов — проводов, плотно облегающих статор. Дальше разрозненные узлы собираются в двигатель.

И все это — от первой операции до последней — делают будущие инженеры-энергетики. Невольно любуешься их сноровкой, уверенной и веселой легкостью движений, которая под стать только умелому, знающему свое дело рабочему человеку.

— Позвольте, а где же ученики, которые обязательно должны быть в учебных мастерских?

— Ученики? — переспрашивает Таймураз Темирович Камбегов,— Учеников у нас нет уже три месяца. Все наши студенты имеют производственные разряды. Первокурсники получили их в середине своего первого учебного года... А порядок у нас такой: полтора года ребята работают днем здесь, в цехах, а вечерами учатся в институте. И только второкурсники переходят на дневную учебу с отрывом от производства.

Таймураз Камбегов, директор студенческого завода, сам недавно учился в этом же институте. Директорский стаж Камбегова невелик — всего четыре года. Четыре года назад к одному из корпусов Ивановского энергетического института была сделана пристройка. Здесь и разместились учебно-производственные мастерские, или, как сразу окрестили их в Иванове, студенческий завод. И пускай на первых порах это было маленькое предприятие, его продукция — электродвигатели — довольно быстро снискала себе добрую славу на ткацких фабриках Иванова.

На заводе сразу же развернулась научная и конструкторская работа студентов.

— Вот, полюбопытствуйте,— развертывает чертеж заведующий кафедрой электротехнических машин и аппаратов института Александр Николаевич Мартынов.— На первый взгляд обычный мотор, да? Но если разобраться, есть, и весьма существенная, прибавка к прежней конструкции. Вот она: наружный обдув, своеобразный вентилятор, принудительное охлаждение. Дает это нововведение немало. Наш двигатель способен сообщить ткацкому станку самые высокие обороты. Кстати, этот вентилятор,— продолжал Мартынов,— дипломная работа наших студентов Матейкиса и Мишунова. Но не только они трудились над этим усовершенствованием. По крайней мере пятнадцать студентов разрабатывали курсовые проекты по отдельным узлам модернизированного двигателя. Другие, уже на станках, воплощали эти проекты в жизнь. Восемнадцать опытных образцов мотора сделаны у нас. На Ивановском хлопчатобумажном комбинате они показали себя отлично.

Студенты сроднились со своим заводом, полюбили его. Вот почему они думают не только о его настоящем, но и о будущем. В прошлом году студент Колескин защитил дипломный проект «Реконструкция УПМ института на базе имеющихся площадей».

Я поинтересовался судьбой этого проекта у Владимира Михаиловича Шибаева — главного технолога студенческого предприятия.

— Используя проект Колескина,— сказал Владимир Михайлович,— мы уже в этом году на тридцать процентов увеличим выпуск продукции.

Растет студенческий завод. Намечено строительство нового корпуса. Это в пять раз расширит производственные площади предприятия. Вот тогда появится и новый цех, спроектированный студентом Щелыкановым, и конструкторское бюро.

Здесь все — От проектных поисков новых электрических машин до новых цехов — дело рук юношей и девушек, сегодняшних студентов и рабочих своего завода, завтрашних инженеров.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 8-м номере  читайте о «Фаусте петровской эпохи» загадочном Якове Брюсе, об Александре Ланском - одном из фаворитов Екатерины II, о жизни и творчестве Михаила Лермонтова, о русском и американском инженере-кораблестроителе Владимире Ивановиче Юркевиче, о популярнейшем актере Андрее Мягкове. О жизни и творчестве русского художника Ореста Кипренского и многое другое



Виджет Архива Смены