Экран, который убивает

Игорь Михайлов| опубликовано в номере №1395, июль 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Была совершена попытка ограбления Индустриального банка в Вашингтоне. Злоумышленников задержала полиция. И каково же было изумление стражей порядка, когда в полицейский участок вместо матерых преступников были доставлены четверо мальчишек — старшему из них едва минуло 11 лет. Что же толкнуло детей на преступление, каковы были мотивы? Вот что ответила на эти вопросы бабушка главаря «гангстеров»: «Мой внук все дни напролет смотрит телевизор».

«Фильм ужасов», увиденный на экране, произвел столь сильное впечатление на студента одного из колледжей в Сан-Диего, что он по примеру одного из киногероев нашел в сарае заржавленный топор и зарубил всю семью... В городе Денейтер (штат Иллинойс) 12-летняя девочка приняла по примеру героини любимого фильма смертельную дозу снотворного после того, как мать отказалась отпустить ее на вечеринку к друзьям.

«Массовое искусство» ежедневно выплескивает на экраны телевизоров бесконечные акты насилия, убийств, грабежей. С ростом жестокости в капиталистическом обществе претерпели изменения и эстетические идеалы и их воплощение в продукции «массового искусства»: телепередачах, кинофильмах, различного рода шоу... Уже сами названия многих фильмов говорят сами за себя: «Гроб, полный крови», «Его путь был устлан трупами», «Сыграй мне песнь смерти», «Джанго-кольт был его единственным другом...».

Вот какую оценку американскому телевидению дает известный в США теоретик средств массовой информации профессор Маршалл Маклухан: «На территории США выделяются два явления: мафия и телевидение, и если бы потребовалось установить между ними приоритет, то телевидению следовало бы отдать предпочтение. Влиянием, прежде всего телевидения вызвана настоящая эпидемия насилия в американском обществе».

По данным компании «Нилсен», американская семья проводит у телевизора около 50 часов в неделю. Дети в возрасте от двух до одиннадцати лет просиживают у «волшебного ящика» свыше 25 часов в неделю. Было подсчитано, что если в 1977 году только в специальных детских программах трех крупнейших американских телекомпаний, Эй-би-си, Си-би-эс и Эн-би-си, ежечасно демонстрировалось в среднем 16 сцен насилия, то уже в 1981 году — 25 подобных сцен. С первых шагов в жизни юному американцу внушается культ силы, вседозволенности, превосходства. Естественно, что неокрепшая психика детей не в состоянии сопротивляться обрушившейся на них с экрана лавине преступлений. Дети начинают подражать телегероям, главное жизненное кредо для которых — это сила и богатство. И они пытаются копировать увиденные с экрана сцены.

В фильме «Полет в судный день» террорист угрожает взорвать самолет. После его показа на аэропорты и полицейские участки обрушилась волна телефонных звонков с подобными угрозами.

Только в Нью-Йорке в 1980 году дети в возрасте от 7 до 12 лет совершили две тысячи преступлений, начиная от мелкого воровства и нападений на прохожих и кончая крупными ограблениями и угонами автомашин.

15 июля 1974 года в 9 часов 38 минут по местному времени в американском городе Саратога (штат Флорида) шла телепередача. В залитой ярким электрическим светом студии были включены камеры. Ведущая программы «Санкоуст дайджест» на одной из местных телевизионных студий Крис Чуббук должна была, как обычно, зачитать краткий обзор событий, происшедших на курортах Флориды. Но неожиданно Крис объявила телезрителям: «В программе нашей станции, которая каждый день преподносит вам кровь и насилие, сегодня будет уникальная премьера: самоубийство в прямой трансляции». Она достала револьвер и приставила его к виску. Выстрел, кровь, экраны телевизоров погасли...

Неизвестно, что заставило Крис Чуббук пойти на самоубийство перед телекамерами. Но может показаться невероятным: зрители обрушили на компанию жалобы — мол, «плохо подготовленный рекламный трюк». Привыкнув к ежедневному смакованию насилия, к тому, что зрителей знакомят с приемами, которые используют бандиты и гангстеры, они не поняли, что у них на глазах разыгралась трагедия.

Многочисленные исследования, проводившиеся в Соединенных Штатах, не раз убедительно свидетельствовали, что между демонстрацией и смакованием насилия на экране и высоким уровнем преступности в стране существует прямая связь. Например, в результате пятилетнего наблюдения за группой из 732 детей и подростков ученые из Национального института по изучению психических заболеваний пришли к неутешительным выводам, что такие проявления агрессивности, как «конфликты с родителями, драки и правонарушения со стороны несовершеннолетних, находятся в непосредственной зависимости от общего количества времени, проводимого у телевизора». «Насилие на экране, — подчеркивают специалисты, — вызывает агрессивное поведение у детей и подростков, которые смотрят телепрограммы».

Повторим: доллар и сила — вот два идола, перед которыми преклоняются в современной Америке. Преступные формы жизни, словно ржавчина, разъедают американское общество, а, как известно, любая культура отражает ту общественную основу, на которой она вырастает.

«Убийство и насилие — это норма. Не существует ни чувства ответственности, ни совести, вместо них господствуют расчет и продажность... Герои фильмов — охотники за черепами и за деньгами, профессиональные убийцы без стыда и совести... С ловкостью, граничащей с артистизмом, они убивают посредством револьвера, ножа, веревки или еще как-нибудь... Моральный кодекс вседозволенности основан на безоговорочном одобрении со стороны публики, чье критическое отношение к сюжетам систематически подавляется драматургическими построениями подобных фильмов», — говорится в научном исследовании, посвященном анализу современного американского кинематографа.

Выступая в одной из телепередач, посвященной агенту 007 Джеймсу Бонду, президент США Рейган не скупился на хвалу. Он, например, заявил: «Как мне представляется, 007 — это наш современный вариант великих героев, которые время от времени появлялись на горизонте истории... Бесстрашный, ловкий, мужественный, он к тому же пользуется неизменным успехом у женщин. Джеймс Бонд — человек чести. Может быть, звучит это старомодно, но он символ, представляющий реальную ценность для свободного мира».

Речи американского президента предшествовало появление очередного боевика о похождениях агента 007. Этот фильм был назван «Октопусси» (производное от английских слов «октопус» — «осьминог» и «пусси» — «кошка»). «Октопусси» — фильм-рекордсмен, в нем демонстрируется 97 актов насилия в час.

Демонстрация фильмов о Джеймсе Бонде, проповедующих насилие, ограничена в Великобритании — там их могут смотреть только взрослые. В Швеции они запрещены вообще из-за крайней насыщенности сценами насилия. А в США картины этой серии считаются «семейным развлечением», и их могут смотреть дети любого возраста.

В Соединенных Штатах была даже создана Национальная коалиция против телевизионного насилия, в которую входят многие известные американские ученые. Председатель Раденки отмечает в брошюре. опубликованной этой организацией: «Америка переживает эпидемию насилия, неслыханную за всю ее историю. Представители нового телевизионного поколения в настоящее время убивают в 3 раза чаще, насилуют в 5 раз чаще, наносят тяжкие телесные повреждения в 6 раз чаще, чем представители поколения их родителей в пересчете на душу населения... У нас сейчас сидит за решеткой больше уголовников на душу населения, чем в любой другой стране мира, каждую неделю открываются асе новые тюрьмы, а проблема тем не менее обостряется».

Исследования также показали, что крайне низкое качество американского телевидения способствует замедлению умственного развития подрастающего поколения. «Когда вы включаете телевизор, вы фактически выключаете свой процесс мышления» — так достаточно категорически сформулировал эту мысль профессор Корнеллского университета Ю. Броденбреннер. Свой вывод ученый сделал после многолетних исследований в школах США.

...Болезнь «гиммиз» не значится еще в медицинских справочниках, такое название ей дали американские педиатры из Чикаго, и появилась она также благодаря телевидению. В переводе со сленга «гиммиз» означает многократное повторение «дай мне». Эта болезнь социальная, и поражает она психологию детей. Истоки ее — это постоянное чувство неудовлетворенности, которое возникает из-за различия между миром, который ежедневно появляется на экране телевизоров, и тем, который окружает подростков наяву. Трудно зачастую понять маленькому американцу, почему родители не могут купить ему ту или иную понравившуюся вещь: ведь на экране все так просто, и коммерческая реклама для детей каждый день выплескивает заманчивые предложения. Ежегодно на коммерческую рекламу для детей и подростков затрачивается более 500 миллионов долларов. Около 6 миллиардов долларов в год — такие доходы приносят «голубые миражи».

Исследование, проведенное чикагской группой детских врачей, показывает, что процент детей, не подверженных пагубному влиянию коммерческой телерекламы, очень мал. Девять из десяти трехлетних американцев безошибочно узнают комиксы Фреда Флинтстоуна, которые ежедневно показываются в утреннем выпуске коммерческой рекламы. Но не каждый из этих девяти так же безошибочно узнает на фотографиях своих бабушек и дедушек...

Разбрасывая опасные семена жестокости, заставляя американцев с юных лет безудержно восхищаться силой и богатством, смакуя на экранах убийства, средства массовой информации закладывают мины . замедленного действия. О преступности в США говорят как о битве, уже проигранной Америкой.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Ип

Сатирическая фантазия

Репутация лидера

Жизненная позиция молодого коммуниста

В контексте времени

Образ молодого рабочего на экране