Две карты

Лев Иш, Ап Тарасов| опубликовано в номере №186, апрель 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

Перед ним вырастал образ чего-то огромного, нужного, что вот уже у их рук и даже немного ощущается. Ощущалась наука.

Они, колхозники, не слушали, а слышали и чувствовали, как их Касым вкладывал в каждого золотые кусочки всеобуча.

Вскоре упорный труд над книгой и ежедневные «фокусы» Усманова стали давать свои первые еще зеленые плоды.

Молодые колхозники стали писать, они рисовали пером на бумаге несложные фразы. Маленькая комнатка наполнялась деловым шумом.

Из слогов слагались слова. Из слов слагались фразы. Звуки расплывались по тусклой с низким потолком комнате, как клякса на пропускной бумаге. Здесь выполнялись заветы Ленина, к которым колхозники подошли просто, по-деловому.

Касыма просили, Касыма упрашивали:

- Что тебе надо? Ты учишься, ты хорошо учишься, но какое тебе дело до этих самых?.. Мы говорим тебе - брось!

Касыму грозили.

- Или ты уедешь учиться, или ты бросишь свои штучки сам, или мы тебя заставим это сделать.

Молодой учитель Касым Усманов недаром 4,5 года пробыл в комсомольской ячейке. Касым Усманов не из тех, кто при первых неудачах сворачивает с генерального тракта в сторону. Он не был скромным малым с христианским терпением и сыновней почтительностью. Имя комсомольца обязывало...

Учитель собрал учеников в той же тесной комнатке и внятно доложил им:

- Баи начали уговаривать меня бросить занятия, уехать в город продолжать учебу...

На карте, забытой представителем РайОНО, появилась новая действительная точка. Она означала 16 новых грамотных людей, за крайне незначительный срок научившихся читать и писать.

Это значило, что перелом начался. Это значило, что комсомолец Касым Усманов, отложивший на три месяца свою поездку в техникум, поступил правильно. Это значило, что решение ЦК о всеобуче начало практически осуществляться.

... Работники Янги-Юльского района отбросили карты больших масштабов «всеобуча вообще» и начали практический поход за грамоту. Но делают они это недопустимо медленно, вяло, не так, как подлинные бойцы на культурном фронте.

И им, не глядя на свою ученость, районную мудрость и практику, следовало бы учиться у кишлачного комсомольца-студента, батрака Касыма Усманова, учиться решать, по-партийному решать большевистские задачи.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены