Дневник пятилетки

опубликовано в номере №488, сентябрь 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

Две сталинские пятилетки обеспечили развитие нашей цветной металлургии. Отрасли этой промышленности - алюминиевая, производство никеля, олова, промышленность редких металлов, - по сути дела, создавались совершенно заново.

В ходе войны страна временно лишилась некоторых крупных месторождений цветных и редких металлов. Но вместо них немедленно были созданы новые, ещё более богатые базы. История советского никеля, который учёные выследили в местах его накопления буквально как следопыты-разведчики, является изумительным примером помощи пауки народному хозяйству.

В годы войны Балхашский медеплавильный комбинат выпускал меди в два раза больше, чем до войны.

Третий год войны ознаменовался новой крупной победой советской цветной металлургии: начал работать алюминиевый завод в Сибири, в 1945 году стал давать алюминий и завод на Северном Урале. Серьезных успехов в выполнении и перевыполнении полугодовой программы 1947 года добились Северо-уральские бокситовые рудники. В числе передовых предприятий Министерства цветной металлургии недавно отмечены и Донецкие медные рудники, и комбинат «Североникель», и Московский комбинат твердых сплавов.

Богатейшее в СССР Джезказганское месторождение медных руд нередко называют Магнитостроем цветной металлургии.

Мы живём в век повышенных скоростей, высокого давления, повышенных температур. Современные машины и инструменты должны быть особенно прочны и надёжны. Это достигается добавлением в сплавы, из которых изготовляются машины, редких металлов, придающих совсем новые свойства. Надо, однако, сказать, что слово «редкий» в данном случае носит весьма условный характер. Многие редкие в прошлом металлы теперь уже не числятся в этой категории. Появились новые термины - полуредкие и т. д. В своё время и алюминий и никель считались редкими металлами. Потом алюминий стал чисто «кухонным» металлом: он шёл только на изготовление кастрюль, ложек. И только новая металлургия превратила его в металл, без, которого трудно представить себе современную индустрию.

Нельзя также представить себе современную технику без твёрдых сплавов. Металлурги всё время повышают твёрдость сталей, из которых изготовляются разные машины. Чтобы обрабатывать эти металлы, инструментальщики должны идти гораздо дальше, получать ещё более твёрдые сплавы...

Твёрдый сплав - это повышение производительности труда. С помощью твёрдых сплавов операции по обработке металла ускоряются в 5-7 раз, а самый инструмент живёт в десятки раз дольше.

Советская промышленность твёрдых сплавов выросла в мощную отрасль техники. Первенцем и центром металлургии, создающей твёрдые сплавы в нашей стране, является Московский комбинат твёрдых сплавов. Этот комбинат всё время добивается новых и новых успехов. Например, он освоил сплав, почти в 4 раза превышающий по стойкости прежние сплавы.

Комбинат твёрдых сплавов, изучая нужды заводов, изготовляет для них детали машин, несущие особенно тяжёлые и ответственные функции.

Значение цветных и редких металлов в хозяйстве нашей страны с каждым днём увеличивается. По пятилетнему плану, в 1950 году меди должно быть выплавлено в 1,6 раза больше, чем в 1945 году, алюминия - в 2 раза, магния - в 2,7 раза, никеля - в 1,9 раза, свинца - в 2,6 раза, олова - в 2,7 раза, вольфрамового концентрата - в 4,4 раза, молибденового концентрата - в 2,1 раза.

Роль цветных металлов и твёрдых сплавов тая велика, что нужно дорожить не только готовыми изделиями из них, но и малейшими их остатками. Переработанные, переплавленные, они вновь превращаются в ценнейшие изделия. Нужно помнить, что около половины всей меди, необходимой стране, добывается из «рудников», находящихся на задворках различных складов, в кухнях и т. д. Около трети алюминия и цинка получается тем же путём.

На выплавку меди из лома нужно электроэнергии в 2 раза меньше, чем для выплавки из руды. А выплавка алюминия из отходов требует электроэнергии в несколько сот раз меньше, чем когда алюминий добывается из бокситов.

Сберегая и сдавая государству отходы из цветных металлов и твёрдых сплавов, мы, таким образом, принимаем непосредственное участие в успешной деятельности этой важнейшей отрасли промышленности цветной металлургии.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены