Черствый человек

Г Киш| опубликовано в номере №139, декабрь 1929
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мы еще не воспитали в себе умение бережно и чутко относиться в своему товарищу. Каждодневно мы сталкиваемся с такими «черствыми» людьми, о которых пишет Г. Кит. На московской областной конференции комсомола т. Ярославский подчеркнул эту нашу нечуткость. Мы предлагаем читателям «Смены» высказать свое мнение о том, каким должно быть отношение к товарищу, нуждающемуся в поддержке и участии. Сообщайте факты недопустимого отношения к товарищам - парням и девушкам.

В жизнерадостном комсомоле немало мрачных людей, особенно среди утомленных активистов. Их гнетет общий недуг, вырастающий на почве неудовлетворенного желания учиться. О таком человеке я написал фельетон «Неволя», напечатанный в «Комсомольской Правде». Мой герой - комсомолка. С ней приключилась довольно неприятная история. В тот самый день, когда ей открылась возможность уехать в Москву и осуществить взлелеянные за десять лет мечты об учебе, обком комсомола выдвинул ее на пост секретаря окружкома. Она поскандалила, попыталась отбиться, но потерпела неудачу и уехала на работу с болью в душе.

На основании неписанных законов литературной работы, я вообразил себя девушкой и рассказал о ее переживаниях. Я выпустил своего героя на свет с голой душой, чтобы тронуть сердце читателя. Я имел в виду живого человека, у которого есть то, что принято называть нервами. Такой человек, будь он самым сознательным, вовсе не проводит жизнь в сплошной работе, вечно распевая «Интернационал». У него есть и радость и горе. Наряду с центром смеха в его организме таятся предательские железы слез. Слеза, как известно, крайне нежелательная вещь в быту революционеров, тем не менее, она иногда навертывается на глаза у самых боевых и мужественных людей.

Напоминая об этом, я отнюдь не намерен бросить лозунг: «Товарищи, давайте плакать». Я хочу лишь сказать, что если кто - либо в нашей среде вздохнет или даже заплачет, не надо затыкать уши и кричать: «Хватайте его, - это контр - революционер».

Между тем, иногда у нас еще водятся люди, думающие, что го - корить о наболевшем - преступно; что переживания свои надо всегда прятать, как червей в консервную коробку; что мечты в голове и чувства в груди надо вырывать, как чертополох.

Возвращаюсь к своему герою. Моя комсомолка переживала довольно тяжело свою неудачу. По моим сведениям, она втихомолку даже поплакала. Но мои редакционные друзья ей не разрешили плакать. Они вычеркнули ее тихие и теплые слезы. Я не очень - то был этим огорчен. Слезы, конечно, пустяк. Главное, что я хотел сделать своим фельетоном - это бросить боевую тревогу, призывающую на фронт учебы. Эта тревога услышана. Первым откликнулся секретарь ЦК ВКП(б) тов. Каганович. Он счел необходимым специально позвонить в редакцию «Комсомольской Правды», чтобы подчеркнуть исключительную важность вопросов, поднятых в «Неволе». Он посоветовал вести широкое обсуждение этих вопросов, чтобы дать молодежи точный ответ об учебе. Затем последовал бурный поток писем со всех уголков ССОР. Читая письма, я услышал биение сердец, в которых кипят бодрые страсти. Я увидел лица замечательных людей, которые томятся в тюрьме неосуществленной мечты об учебе и напряженно ищут выхода. Мои читатели узнали себя в рассказе и почувствовали радость облегчения, которую дает высказанная мысль Мой герой встретил у читателей теплое сочувствие. Но в xope голосов, согретых искренним чувством, я услышал волоса, грохочущие как ломовая телега. И передо мной обрисовалось лицо черствого человека, покрытого броней ханжества.

«Я вношу несколько слов от себя по поводу фельетона «Неволя», - пишет комсомолец Карягин из Донбасса. - Настояще - современный человек не должен, наивно рассуждая, вплетать свои личные цели в рамки узкого индивидуума. Поэтому и откровенность - мечтательность в таящих задушевных мечтах становится недостаточным приобщением к тому, что подчас требует от нас самопожертвование. При разумных расчетах и внимательном рассмотрении положения вылившегося в горечи, позволительно сказать, наивного фельетона, даже принимая во внимание и разумную цель - порывистость к учебе, становится очевидным не полное мужество стоять до конца на посту октябрьских завоеваний. Конечно, комсомолка, вышедшая из бедной семьи, заслуживает предпочтения в учебе, но, если всмотришься глубже, то не сделаем ли мы злоупотребления излишним сожалением к ней? Комсомолец, обрекший себя до конца нести обязанности передового человека, не может и не должен понижать меру огня и самоотверженности».

Так пишет комсомолец - шахтер. Он явно врет, что это «от себя». Так шахтеры не пишут. Его мысли шагают в тяжелых сапогах книжных фраз. Он думает, что и сердце человеческое надо одеть в кожаные сапоги.

«Откровенность - мечтательность» - для него преступление.

«Не сделаем ли мы злоупотребления личным сожалением?» - беспокоится Карягин.

Попробуй - ка, поговори с таким товарищем искренне, расскажи о том, что тебя волнует. Он встретит тебя мертвящим холодом.

С комсомольцем из Донбасса перекликается комсомолец из Ленинграда. Искреннее письмо героя «Неволи» возмущает его.

- Ишь, разоткровенничался, - пишет он, - комсомолу нет дела до того, что у тебя там внутри гнездится, - восклицает он уверенно.

А комсомолец Макаров из Минска выражается еще решительнее:

- Такую комсомол - молву, о которой пишет Г. Киш, можно щей волны пессимизма. Она преступно упустила из виду, что свою считать впавшей в истерику и изрыгаю - волю ей придется подчинить воле организации. Нечего тут впадать в истерику. Не надо нам таких...

Так и чувствуется этакий энергичный парень, готовый в любую минуту дубинкой вколачивать в голову всем известные истины.

И, наконец, некий Л. Г. дополняет собой черты черствого человека. Он в своем письме кричит:

- Что это за комсомолка, которая ходит и думает о себе и каких - то своих мечтах и перед всеми высказывается, что комсомол гнетет ее. Таких надо клеймить позором и гнать из ленинского комсомола.

Замечательный факт! На отношении ж литературному герою показали свое лицо живые люди. Они показали, что среди нас растет черствый человек, думающий будто воя мудрость в отношениях ж товарищам заключается в том, чтобы бить его по носу уставам; - что это и есть ленинское отношение ж товарищу. Он но значат, что никто но относился к товарищам так заботливо, внимательно и чутко, как Ленин.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены