Бриг «Меркурий»

Г Калиновский| опубликовано в номере №742, апрель 1958
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мысли путались, надо было найти самое главное, до конца разобраться, почему он заплакал сегодня, почему отец и бриг «Меркурий» не могли существовать под одной крышей...

Что он знал об отце? Мало, очень мало! Знал, что с Василием Петровичем Новиковым мать познакомилась в доме отдыха, где он работал массовиком. Потом война, и с войны отец вернулся с новой профессией. Он объявил, что теперь он эстрадный артист. Костя с гордостью рассказывал товарищам по школе о похвальной бумаге, подписанной генералом, которую отец получил за активное участие во фронтовой бригаде художественной самодеятельности.

- Я из тебя сделаю знаменитость. Кот! - сказал тогда отец. - Не забывай: ты сын интеллигента!

Не слушая возражений матери, он забрал Костю из нормальной школы и устроил в балетное училище. Всего один месяц продержали его там и отчислили из - за полного отсутствия хореографических способностей. Сияющий от радости, что отделался наконец от проклятой перекладины перед зеркальной стеной. Костя вернулся за свою парту, а Василий Петрович, влепив сыну пару затрещин, тут же придумал для него новое призвание - музыку. В комнату втащили взятый напрокат рояль, и седая учительница музыки, курившая коротенькие сигаретки в длинном мундштуке, заставляла Костю до звона в ушах барабанить по клавишам. Она оказалась менее терпеливой, чем преподаватели балетного искусства, и спустя неделю честно объяснила отцу, что его чадо не имеет ни малейшей надежды на лавры Святослава Рихтера...

- Абсолютное вырождение! - изумленно развел руками Василий Петрович. - Придется попробовать тебя в оригинальном жанре.

От «оригинального жанра» и сейчас становится муторно на душе. Отец приносил напечатанные на машинке куплеты про бюрократов и проворовавшихся завмагов, призывал зубрить наизусть - и начиналась пытка. Он ставил Костю в угол комнаты, усаживался на диване и командовал: - Выразительнее! Рефрен идет на танце! Раз! Два! Три!

Костя сбивался, бубнил плохо зарифмованные строчки и никак не мог понять, зачем при этом нужно дрыгать ногами.

- Бездарь! - впадал в истерику Василий Петрович. - Никакого чувства ритма!

Как - то Костя осторожно намекнул отцу, что лучше, пожалуй, он будет читать стихи о море и войне. Василий Петрович снисходительно усмехнулся и наградил его щелчком в лоб.

- Дурачок! Только куплетисты зарабатывают правильную деньгу. Настоящие эстрадники! Понятно?

Но Костя не понял. Он многого не понимал в поступках отца. Например, для чего отец покупает книги? Каждый раз, если удачно шли выступления и в доме заводились деньги, Василий Петрович притаскивал тяжелые связки книг в твердых, тисненых переплетах. Самодовольно мурлыкая, он водружал книги в шкаф и подолгу переставлял их, сортируя по полкам корешки одинакового размера.

- Без книг интеллигенты жить не могут, - запирая на два замка шкаф, говорил Василий Петрович.

За все годы детства Костя никогда не видел отца читающим. Книги поблескивали под стеклом золотыми буквами и в трудные дни постепенно исчезали...

Не понимал Костя, зачем отец переменил на Лазурный фамилию Новиков, хотя отец объяснял, что это сделал специально ради большей звучности. Лично Костю фамилия Новиков вполне устраивала...

Разочаровавшись в артистических талантах сына, Василий Петрович изредка брал двумя пальцами Костю за подбородок и с удивлением спрашивал:

- В кого ты удался? Ни мечты, ни фантазии! Серость!

Костя бледнел, кусая губы, сдерживал слезы и молчал. После таких презрительных, обидных слов у него не хватало смелости сказать отцу, что мечта есть, она появилась еще в пятом классе после чтения старой, растрепанной книжки о бриге «Меркурий». Впрочем, может быть, это была еще и не мечта. Просто стоило Косте закрыть глаза - и сразу появлялся легкий, двухмачтовый корабль. Он летел по морю, чуть накренившись на левый борт. Несколько минут назад матрос, дежуривший на марсе, доложил капитану: «На востоке турецкие корабли. Эскадра в восемнадцать вымпелов». Капитан собрал военный совет и по традиции предоставил первое слово младшему по званию - штурману Прокофьеву...

Отец, конечно, рассмеялся бы, узнав, что в капитанской каюте находится не кто иной, как сам Костя, и вместе с юным штурманом предлагает драться до последней капли крови, а в случае поражения - взорвать бриг...

Бой начался. Заранее уверенные в полной беспомощности двадцатипушечного «Меркурия», турки выделяют из эскадры два мощных корабля в погоню за «Меркурием». Однако маленький бриг ловко маневрирует, и сто восемьдесят четыре турецких орудия никак не могут накрыть его бортовым залпом. Правда, уже бушует на бриге пожар, горят паруса, но меткий огонь русских артиллеристов не ослабевает ни на минуту, и флагманский корабль турок с разбитым рангоутом ложится в дрейф... Три часа длится небывалый бой, и враг прекратил преследование. Победивший бриг, потушив пожар, взял курс к родным берегам...

Кто построил такое судно? Кто создал корабль, получивший двадцать две пробоины и удержавшийся на воде?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены