Береты по мерке Скорцени

Андрей Соловьев| опубликовано в номере №1070, декабрь 1971
  • В закладки
  • Вставить в блог

Зеленый фетр для них кроили братья Даллесы: Джон Фостер в качестве государственного секретаря Соединенных Штатов провозглашал политику «отбрасывания коммунизма» и «балансирования на грани войны», а шеф ЦРУ Аллеи в осуществление этой стратегии создал в 1952 году так называемые «Спешел форсиз» — «Специальные войска», отличительным знаком которых стали зеленые береты. Этот головной убор был украшен знаком, который еще в XVIII веке носили в Новой Англии «рейнджеры Роджерса» — каратели, поголовно истреблявшие индейцев, боровшихся за независимость. Части специального назначения в американской армии появились не на территории США. Это произошло в Бад-Тёльце (ФРГ), где в свое время тренировались перед очередными террористическими актами головорезы гитлеровского любимчика штурм-банфюрера Отто Скорцени. Кое-кто из его команды был среди первых наставников «зеленых беретов»: в частности, бывший майор фашистского вермахта Фриц Шарне, отвечавший за военную подготовку «гитлер югенд», и шюцкоровец Свен Коник, участвовавший в войне Финляндии против СССР в 1939—1940 гг., а затем два года воевавший на Восточном фронте.

Задачи «зеленых беретов» были четко сформулированы в специальном приказе президента США Гарри Трумэна: «Организовывать, обучать, управлять и снабжать всем необходимым лиц в зарубежных странах для ведения партизанской войны, затруднения деятельности и свержения правительств, враждебных Соединенным Штатам». Вот почему уже в первых подразделениях, сформированных без малого двадцать лет назад, по свидетельству американского журнала «Арми дайджест», «было много солдат из числа лиц, убежавших от коммунистов в Восточной Европе. Знание ими языка и местности в своих странах представляло для нас огромную ценность». Итак, ставка на предателей, которые «сожгли за собой мосты», а также на любителей приключений, которым предлагалось «стать настоящими мужчинами, повидать мир и приобрести состояние», на уголовников и прочих деклассированных элементов, коим давалась возможность убивать направо и налево вполне легальным способом.

1800 человек поставили тогда в Бад-Тёльце свои подписи под десятилетним. контрактом. Осенью того же 1952 года они получили «боевое крещение» — в составе «партизанской пехотной группы войск ООН» участвовали в разбойничьей войне американского империализма и его сателлитов против корейского народа.

С приходом к власти администрации Джона Кеннеди, признававшего «полезность этих частей для проведения государственной политики США в мирное время», численность «зеленых беретов» выросла до 9 тысяч. Президент Кеннеди лично инспектировал эти формирования, неизменно присутствовал на их учениях, добился крупных ассигнований для. укрепления «специальных войск». Не случайно на президентской могиле на Арлингтонском кладбище до сего дня лежит зеленый берет, а на воротах центральной школы «рейнджеров» в Форт-Брэгге (Северная Каролина) написано: «Специальный военный центр имени Джона Кеннеди».

При Линдоне Джонсоне «беретов» стало 25 тысяч, а ежегодные ассигнования на эти части достигли двух миллиардов долларов. В планах Пентагона и ЦРУ уже говорится о создании 50-тысячной спецармии.

После 1952 года кровавые вехи на пути «рейнджеров» мы видим в Гватемале, где в 1954 году с их прямой помощью было свергнуто прогрессивное правительство Арбенса, в Венгерской Народной Республике, где в 1956 году, сменив зеленые береты на цивильные шляпы, эти диверсанты участвовали в контрреволюционном мятеже, на Кубе, где в 1961 году «зеленые береты» вместе с бандами эмигрантов пытались высадиться в заливе Плайя Хирон, в Чехословакии, куда летом 1968 года они переправлялись для непосредственной связи с антисоциалистическим подпольем. Они зверствовали в Венесуэле и Доминиканской Республике, в Панаме и Таиланде, на Филиппинах и в Африке.

Но главный их полигон за последние десять нет — это Индокитай. В 1961 году в Сайгон «для организации борьбы с партизанами» прибыла первая сотня «зеленых беретов». Через год число их выросло в тридцать раз, а всего за минувшее время «стажировку» во Вьетнаме прошло более десяти тысяч специалистов тайной войны.

Сейчас эти войска сведены в 16 групп, которые предназначены для действий в строго определенных районах мира. Из семи кадровых групп, находящихся в постоянной боевой готовности, четыре размещены за пределами США: 1-я — на японском острове Окинава для боевых операций на Дальнем Востоке; 5-я |3 000 человек) — в Южном Вьетнаме для действий в Индокитае; 8-я (800 человек)— в зоне Панамского канала со сферой действия в Латинской Америке; 10-я (750 человек) — в Бад-Тёльце, она нацелена против социалистических стран Европы. Три группы общей численностью в 3 000 человек находятся в США, в Форт-Брэгге (две — для операций на африканском континенте, третья, мобильный резерв,— для переброски в любой «горячий район» земного шара).

Каков сегодня состав войск специального назначения и какова программа их обучения!

«Двенадцатифутовая бронзовая фигура солдата, в правой руке которого винтовка М-16, символизирующая готовность защищать свободу; левая же рука протянута для дружеского пожатия, что свидетельствует о желании солдата в любой момент прийти на помощь, дать добрый совет...» — восторги американского журнала «Арми дайджест» по поводу монумента на главной улице Форт-Брэгга столь же бесконечны, как и колючая проволока, опутавшая эту штаб-квартиру «рейнджеров». Впрочем, иной раз реклама на публику уступает место откровенным выражениям, и тогда можно услышать такое: «В войне с коммунизмом нам нужна не правда, а подрывная деятельность. В этой войне нам потребуются все головорезы и гангстеры, которых мы сможем заполучить тем или иным способом». Генерал Уильям Джексон, сделавший это заявление, еще менее стеснителен, чем в свое время президент Трумэн.

Согласно этой установке, новобранца, примерившего зеленый берет, прежде всего обрабатывают идеологически, вытравляя из его головы все, кроме патологической ненависти к «комми» — коммунистам. Потом в него за полгода вбивается на 40 тысяч долларов диверсантских наук, и главное — его учат убивать. Убивать из новейших снайперских винтовок и бесшумных пистолетов, минами и ядовитыми булавками, топором и ножом, камнем и палкой, куском проволоки, осколком стекла и просто голыми руками. Всего в арсенале, как сообщает американская пресса, 32 способа убийства.

Трудно сказать, сколько способов пыток осваивают «береты» за время обучения. Вот один из них, описанный журналом «Ньюсуии»: «Лейтенанта допрашивали уже много часов. Он, сгорбившись, сидел на стуле и ничего не видел вокруг: три мощных прожектора, установленные в трех футах от него, слепили глаза, освещали запекшиеся губы и грязное лицо, покрытое потом. Его тело дергали конвульсии: оба указательных пальца были обмотаны тонкой оголенной проволокой, через которую шел пронизывавший все тело электрический ток. Роли допрашиваемого и следователя исполняли сами воспитанники школы...»

В дополнение к этим «семинарам» солдат заставляют слушать магнитофонные записи, сделанные во время жестоких допросов вьетнамских патриотов. За малейшую провинность их морят голодом и жаждой, запихивают в согнутом положении в узкий ящик. Тренируют их в снегах Аляски, песках Техаса и тропических болотах близ Мексиканского залива. Короче, заголовок одного из романов писателя-шпиона Яна Флеминга — «Живи сам и дай умереть другому» — вполне подходит к этой системе.

Десятая кадровая группа «зеленых беретов» размещается, как уже говорилось, в Западной Германии, в местечке Бад-Тёльц, В 1969 году получил широкую огласку секретный американский план под кодовым названием «10-1», по которому в 23 странах Европы Пентагоном и ЦРУ были определены более ста оперативных районов для боевого применения диверсантов из Бад-Тёльца. 20 таких районов были запланированы в Советском Союзе, 8 — в Польше, по 6 — в ГДР, Чехословакии, Румынии и т. д.

«В начале войны,— писал о плане «10-1» журнал «Ньюсуик»,— группы спецвойск должны быть выброшены на парашютах в заранее намеченные районы Восточной Европы. Они будут вооружены ракетами и автоматами, пулеметами и базуками, взрывчаткой и радиопередатчиками. И если все пойдет по плану, то в воздух взлетят мосты, поезда начнут сходить с рельсов, армейские обозы подвергнутся ударам из засад». В еще более засекреченных приложениях к плану предусмотрено использование «зелеными беретами» портативных атомных устройств, химического и бактериологического оружия. Проникшие в социалистические страны диверсанты должны формировать соединения из предателей, уголовников и прочих «лиц, враждебно настроенных к коммунистическому режиму», развернуть саботаж, террор, грабежи, массовые беспорядки. Примечательно, что и в других странах Европы названный тайный план поручает «зеленым беретам» подавлять любое движение, «угрожающее стратегическим интересам Соединенных Штатов», а при необходимости — устранять военное командование и правительства.

По-прежнему гремят выстрелы, гудят вертолеты, вопят участники учебных допросов за неприступными оградами Форт-Брэгга, Бад-Тёльца и других опорных пунктов «специальных войск». По-прежнему натаскивают диверсантов на человеческую кровь. А вице-президент США Спиро Агню во время своего визита в Южный Вьетнам говорит, обращаясь к «зеленым беретам»: «Ваши соотечественники дома чертовски горды тем, что вы здесь делаете!..»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Золотые рамы

Рассказ

Что есть удача?

С доктором исторических наук, профессором Отто Николаевичем Бадером беседует специальный корреспондент «Смены» Марк Баринов