Авлабарская типография

В Лифшиц| опубликовано в номере №480, май 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

Через М. Бочоридзе товарищ Сталин руководил всем делом Авлабарской типографии - крупнейшим подпольным большевистским издательством того времени. Находясь на квартире М. Бочоридзе или в мастерской Цхалоба Сологашвили, товарищ Сталин писал статьи, направленные против меньшевиков, редактировал материалы для газет, давал указания по поводу лучшей конспирации, заботился о шрифтах, о четкости оттисков, об отдыхе работников.

В типографии печатались на трёх языках - русском, грузинском и армянском - лучшая и самая крупная после ленинского «Пролетария» большевистская газета «Борьба пролетариата» и приложение к ней - «Листок борьбы пролетариата». Печатались воззвания и листовки, написанные главным образом рукой товарища Сталина. Среди них: «Ко всем рабочим», «Ответ «Социал - Демократу», «Рабочие Кавказа, пора отомстить», «Граждане!» и другие.

Печаталась литература, которая расходилась далеко за пределы Закавказья. Здесь и работы Ленина: «Революционная демократическая диктатура пролетариата и крестьянства», «К деревенской бедноте» - и работы Сталина: «Коротко о партийных разногласиях», «Две схватки», «Вооружённое восстание и наша тактика». «Как понимает социал - демократия национальный вопрос?», «Класс пролетариев и партия пролетариев», здесь печатались программа и устав партии.

О статьях, написанных в этот период Иосифом Виссарионовичем, в новом издании биографии товарища Сталина сказано: «В этих статьях Сталин выступает как талантливый полемист, как крупнейшая литературная и теоретическая сила партии, политический вождь пролетариата, верный последователь Ленина. В своих статьях и брошюрах Сталин разрабатывает ряд теоретических и политических вопросов. Он вскрывает идейную фальшь антибольшевистских течений и фракций, их оппортунизм и предательство. Его удары по врагам метко попадали в цель».

Отпечатанные издания переправлялись к Михо Чодришвили, а оттуда - через специальных агентов - расходились по всему Закавказью.

Дважды в месяц ко двору типографии подъезжала подвода, нагруженная ящиками из - под фруктов, какие часто можно было видеть на улицах Тифлиса. Когда подвода уезжала оттуда, под этими «фруктами» находились прокламации, листовки, брошюры.

Нелегальная большевистская литература наводнила весь город. Её читали рабочие на заводах и в мастерских, она проникала в сельские районы, в солдатские казармы. Царские ищейки с ног сбивались в поисках подпольной типографии. Не раз городовые и шпики заходили во двор дома № 7 по Капской улице, но всякий раз благодаря бдительности Бабе Бочоридзе уходили ни с чем.

Однажды Михо Бочоридзе заметил около забора двух филеров, наблюдавших за домом. Дружинники приняли меры предосторожности. Большинство их срочно покинуло дом, всё что могло бы скомпрометировать жильцов, спустили через колодец в подвал, ведро и верёвку с колодца отвязали, чтобы не навлечь подозрения. Но было поздно...

15 апреля 1906 года Авлабарская типография была окружена. Полиция приступила к обыску. Осмотрели всё, но ни на дворе, ни в доме, ни в подвале - кухне не могли найти никаких следов типографии, ни единого компрометирующего владельцев дома предмета. Они уже собрались снимать оцепление и уходить, как вдруг один из жандармов обнаружил странные углубления на стенке колодца, которые вели куда - то вниз, в темноту. Чтобы лучше проследить, куда они ведут, жандарм поднял валявшуюся в бурьяне бумагу, зажёг ее и бросил в колодец. Она почти долетела до воды и - странное дело! - течением воздуха была затянута куда - то в сторону. Опыт повторили - и опять тот же результат. Тогда решили спустить пожарного на дно колодца. Дрожа от страха, пожарный спустился вниз до воды и заметил ведущий в сторону дома ход. Он не решился пройти по нему и доложил об обнаруженном начальству. Было ясно, что ход может вести только к подземелью.

Жандармы вернулись в дом и начали вести раскопки со стороны кухни. Они обнаружили доски люка и таким образом проникли в типографию.

Разгром Авлабарской типографии, просуществовавшей свыше двух лет, не приостановил печатание нелегальной литературы. Взамен Авлабарской типографии большевиками Грузии был создан ряд новых Пламенные призывы Ленина и Сталина, размноженные в подполье, продолжали звать пролетариат на борьбу с самодержавием, большевистское движение росло и крепло.

В 1937 году по инициативе Лаврентия Павловича Берия подпольная Авлабарская типография - этот замечательный памятник, отображающий яркую страницу из истории борьбы большевиков Грузии под руководством товарища Сталина, - была восстановлена и превращена в музей, - заканчивает свой рассказ экскурсовод.

... По винтовой лестнице, сделанной для посетителей, мы спускаемся в подземелье. Здесь всё так же, как было более 40 лет назад. Полумрак. Маленькие электрические лампочки создают иллюзию свечения ацетиленовых горелок, применявшихся тогда. Налево реалы, кассы с наборами различных шрифтов, верстатки. Посреди подвала - печатная машина фирмы «Аугсбург», в углах - маслёнки, различная типографская утварь. Запах сырости.

В эти минуты думаешь о тех, кто без сомнений и страха, забывая о себе, трудился здесь, борясь с царским самодержавием, борясь за счастье грядущих поколений.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены