«Анатомия» дискотеки

Виктор Иванов| опубликовано в номере №1381, декабрь 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

О модном увлечении с беспокойством и без восторгов

«Дискжокей» был одет в армейскую форму, фуражка надвинута на глаза. Добравшись до микрофона и включив музыку, он приказал: «Всем танцевать!» С эстрады то и дело доносились его короткие, отрывистые фразы:

– Кто там закурил?! Зал штрафуется! Дискотека закроется раньше!.. Почему не танцуют?! Все наказываются – дискомарафон! Почему кислые лица?! Что?! Что за косые взгляды?! Наступили на ногу? Все! Хватит! Дискотека отменяется! – Голос ведущего сорвался на крик...

Разумеется, все это было лишь розыгрышем, и вечер продолжался. Дискотека «Фонограф» клуба «Дружба» города Жуковского пародировала «конкурирующие фирмы». Особенно сочно были обрисованы ведущие: вот грубоватое панибратство одного, вот англо-русский жаргон другого, а вот портрет третьего, кто не прочь получить чаевые...

Шел конкурс дискотек, проводимый в рамках традиционного молодежного фестиваля искусств. В жюри: Виктор Ермолаев, студент-вечерник философского отделения МГУ, Геннадий Крупник, режиссер-любитель, Владимир Потапов, заместитель секретаря заводской комсомольской организации, отвечавший за проведение конкурса. Автор этих строк значился в оргкомитете фестиваля как «ответственный за информацию». Перед жюри, утвержденным бюро горкома комсомола, стояла обычная задача: оценить, сравнить, выделить. Учитывалось все – от качества звучания музыки до идейно-художественного уровня всей программы. После каждого просмотра жюри собиралось с составом дискотеки и, разбирая программу по пунктам, выставляло баллы...

Колесо конкурса крутилось своим чередом. Все баллы в конце концов были расставлены, места определены, результаты конкурса утверждены бюро горкома. Все вроде бы хорошо, но оставалось ощущение, что-то не уместилось в протоколах и решениях. Некоторые открывшиеся проблемы внушали серьезное беспокойство...

Зададимся вопросом, а что вообще привлекает молодежь к дискотеке, что она ищет в ней? Спросим об этом ее почитателей... И получим почти стандартные ответы: пришел послушать музыку, потанцевать, встретиться с друзьями. Кто-то хотел бы завести здесь новых знакомых, кому-то здесь «просто интересно».

Как известно, любые человеческие качества, будь то духовные или физические, развиваются только в деятельности, в творческой деятельности. Лишь при ее наличии можно говорить о пользе или ценности того или иного культурного мероприятия. Поэтому хотим мы того или нет, но меру творчества (или сотворчества) необходимо иметь в виду как один из главных критериев нашего разговора.

Итак, что же имеем? В какие виды общения, в какие виды творческой деятельности включается молодой человек, присутствуя на дискотеке?

Начнем с танца. Чем не вид общения? К тому же, наверное, один из самых древних. И действительно, сколько можно узнать о человеке, сколько рассказать о себе всего лишь за один танец?!

Но, увы, глядя на иных танцующих, которые словно и не замечают друг друга, как-то не поворачивается язык отнести все это к общению... Многие попросту не умеют танцевать. Создается впечатление, что это и необязательно. Достаточно выучить лишь несколько модных движений, и ты сойдешь в дискотеке за своего.

То, что плохо освоено, человек делает без удовольствия, неохотно, и потому многие предпочитают на дискотеке просто присутствовать. Из-за этого возникают проблемы. Например, на дискотеке «Сова», чтобы как-то стимулировать людей к танцу и не срывать вечер, из зала были убраны все стулья... Общий уровень нивелирует всех. Даже тех, кто владеет бальными танцами, где особенно развита культура «танцевального общения». И они вынуждены вместе со всеми «топтаться в общей толпе» (сетования одного из любителей).

Для большинства танец не более чем возможность «пригласить» или «получить приглашение». Конечно, любая возможность познакомиться нелишняя, но сводить танец лишь к этому, не значит ли обеднять себя? В общем, стать по-настоящему хранительницей культуры танца дискотека еще не способна.

Но, может быть, вне танца дискотека дает нам возможность глубокого творческого общения? Без сомнения, любая возможность встретиться с друзьями или узнать нового человека сама по себе представляет ценность. Но дискотека – лучшее ли для этого место?

При том уровне децибел, которые, изрыгают современные акустические системы, общаться в зале возможно, разве что крича на ухо собеседнику... Остаются буфет, «курилка» да «столики с лимонадом», если таковые существуют... Но можно ли стихию кулуарных разговоров там отнести к разряду творческих? Единственное, что возможно, – «побыть на людях». Да, не так уж «благоустроена» дискотека для общения.

Теперь обратим свои взоры на ведущего. Насколько плодотворны наши отношения с ним? Но прежде разберемся, с кем мы имеем дело.

У ведущего масса функций: заводила, лектор-музыковед, режиссер-постановщик и одновременно артист, наконец, просто «свой» парень. В общем, в чем ведущему не откажешь, так это в своеобразии роли. Он, что называется, един в нескольких лицах. В любом качестве он так или иначе разговаривает с залом, играет, «лицедействует». Это тоже вид творчества, и если ведущий делает все мастерски, общение с этим человеком приносит нам радость, мы получаем истинное эстетическое наслаждение.

Иногда ведущему помогают товарищи, и тогда на сцене разворачивается небольшое театрализованное представление. Но дискотека с элементами театрализации, с эстрадными номерами – явление не такое уж частое. Обычно дело не идет дальше тривиального представления очередного танцевально-музыкального номера.

Что слышим мы на дискотеке?

На поверку оказывается, что ведущий далеко не свободен в выборе мелодий. Дискотека диктует ему ряд ограничений, которые он вынужден учитывать. Прежде всего музыка должна быть танцевальной. Если она носит иной характер, то в ходе вечера наступает неловкая заминка. Следующее ограничение – музыка непременно должна быть популярной. Иначе к ведущему в лучшем случае перестанут ходить, в худшем – его освищут... И заполняют залы шлягеры. В основном импортного производства. Смысл песен для собравшихся, как правило, остается непонятен.

«Зу-зу»! «Зу-зу»! Давай «Зу-зу»! – раздаются из зала нетерпеливые крики. И ведущий послушно ставит «Зу-зу»... Такую или примерно такую картину можно было наблюдать почти на всех дискотеках. Выяснилось, что их репертуар совсем не блещет разнообразием. Он состоит в основном из полюбившихся мелодий. Их «крутят» везде, слушают по множеству раз, танцуют под них, доводя себя до взвинченного состояния... Создается впечатление, что музыка превратилась здесь в своеобразный допинг. Ведущий же напоминает не «проводника в мир прекрасного», а хозяина, к которому пришли, чтобы «поймать кайф».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены