«Анатомия» дискотеки

Виктор Иванов| опубликовано в номере №1381, декабрь 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

Какая же роль уготована музыке на дискотеке? Не хочется грести всех под одну гребенку, но все-таки «средняя» дискотека сегодня тяготеет к той музыке, которую на Западе именуют коммерческой. К музыке, для которой «творческое постижение мира» не главное... И потому станем ли мы богаче от общения с ней, а значит, и с дискотекой – вопрос проблематичный.

Каков сам дух дискотеки?

Оглядываешься, и в памяти прежде всего всплывают диссонансы. Ничего не поделаешь, ведь именно они способны испортить даже «бочку меда». Овчарка в зале... Сомнамбулические движения танцующих... Длиннющие дискомарафоны... Кто-то не хочет танцевать – из зала убираются стулья... Ведущий пытается вовлечь публику в разговор – напрасные потуги... «Серьезная» музыка успехом не пользуется... Сотрясают печенки децибелы «динамиков», плывет перед глазами фиолетовый дым... Диско... Поп... Рок... Дергающиеся фигуры в мерцании стробоскопов...

Ведущий, «заводящий» публику... Ватная голова... Звон в ушах...

Можно сколько угодно говорить о богатых возможностях дискотек, препарировать их и исследовать, но в жизни, как это нередко бывает, все оказывается значительно проще. Люди пришли просто расслабиться. Расслабиться и получить удовольствие – вот идолы, которым, хотят того они или нет, служат и организаторы дискотек и те, кто их посещает. Именно это и определяет, как правило, и дух дискотеки и ее настрой.

Конечно, официально перед дискотекой ставятся творческие задачи: формировать, воспитывать, пропагандировать... Но складывается впечатление, что все это не более чем благие пожелания. Дискотека живет по своим законам. Идя на нее, люди меньше всего расположены решать «какие-то там» творческие задачи. У них есть свой вполне определенный интерес. Дискотека же, если не хочет потерять публику, должна его удовлетворить: пришли «отвлечься» – пожалуйста, модные мелодии – пожалуйста!

Почти характерный пример...

Городской Дворец культуры, дискотека «Семь после семи» (семь нот после семи вечера). Шел обычный дискомарафон, когда добрая треть зала переключилась на опасное «развлечение» – началась драка. В ход пошли даже стоящие вдоль стен кресла. Пострадали не только дерущиеся. Упали на пол выставленные здесь живописные полотна, послышался треск холстов...

На случай подобных инцидентов в другой дискотеке было введено, например, понятие «штрафное время». Подрались – вечер закончится на 15 минут раньше, закурили – еще на 10 и т. д. Когда «Фонограф» пародировал эту дискотеку, то ее ведущий предстал перед изумленной публикой облаченным в армейскую униформу... Понятным становилось и присутствие овчарки на дискотеке «Сова».

Автора могут упрекнуть: дискотека тут ни при чем, и виноваты, мол, хулиганы. Но почему они пришли именно на дискотеку? Что-то не приходилось слышать про драки, ну, например, в театрах.

Творчество мобилизует человеческую личность, придает ей целенаправленность и осмысленность. «Расслабон» же, наоборот, дезорганизует, деморализует ее, особенно если становится стержнем человеческой жизни. Последствия в этом случае зачастую бывают непредсказуемы.

Присутствуя на просмотре программы «Фонографа», по праву одной из лучших дискотек города, мы поначалу не могли понять, почему при избытке танцующих центр зала остаться пустым?.. Группа дюжих парней, образовав вместе со свитой круг, оттеснила всю остальную публику к стенам. Как нам объяснили, это было что-то вроде демонстрации силы: всякого, кто «без разрешения» появится в «круге», ждали крупные неприятности. Глядя на угрюмые лица парней, неуклюже топтавшихся в подобии танца, сомневаться в обратном не приходилось.

Признаюсь, эта мрачноватая компания производила гораздо более сильное впечатление, чем потасовка задиристых мальчиков. Эти были трезвы, и выводить за дверь их вроде бы было не за что. Но атмосфера в зале, которую они создавали... Атмосфера была такова, что впору было уйти отсюда...

Дискотеку принято считать формой «активного» отдыха. С этим можно согласиться, если иметь в виду лишь чисто физическую нагрузку. И в самом деле, сил, затраченных на дискомарафон, наверное, вполне хватило бы на марафон легкоатлетический. Хотя танец для развития мускулатуры все-таки не самое лучшее средство... Если же подойти к дискотеке с «духовных позиций», то приходится констатировать: ныне это все-таки вид пассивного отдыха. Дискотека в нынешнем виде не требует «работы души». Скорее способствует душевной прострации, от которой до душевной распущенности не так уж далеко.

Кто-то, возможно, возразит: не все же время нам пребывать в напряжении! На работе мы мобилизуем себя, а здесь, мол, можно и расслабиться, ведь должен же человек когда-то отдыхать!

Замечание это можно принять, если иметь в виду опять же лишь физическую деятельность, мускулам действительно необходим период расслабления. Но душа... Как сказал поэт, душа обязана трудиться... Да. И день, и ночь, и день, и ночь…

Бывая на дискотеке, хотел непременно получить ответ на вопрос: какое место занимает она в досуге тех, кто ее посещает?

Оказалось, что большинство из присутствующих ходит сюда постоянно. Дискотека доминирует в их досуге, именно «завсегдатаи» заполняют в основном дискотечные залы. Есть, конечно, и такие, кто приходит сюда от случая к случаю, но не они делают погоду. Для большинства дискотека – место собраний и встреч, здесь свои разговоры, свои ценности. Это уже общество.

Вот только какое это общество?

Наблюдая за публикой, приходишь к неутешительному выводу, что здесь «поклонение» предмету принимает гипертрофированный характер. Появилось даже что-то вроде стиля диско-жизни. Появились «диско-мальчики» и «диско-девочки». Характерные отличия этого «типа» – духовная апатия и инфантилизм при непомерных порой скептицизме и самомнении... Сколько сейчас таких? Можно говорить даже о своеобразной прослойке молодых людей, страдающих на этой почве явно выраженной формой душевной дистрофии. А это уже тревожно...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены