17 миллионов

П Лопатин| опубликовано в номере №166-167, сентябрь 1930
  • В закладки
  • Вставить в блог

600 тыс. товарных вагонов - 6 млн. тонн сырья - отправляют каждый год к Днепровскому комбинату. А навстречу им катятся почти 2 млн. тонн готовой продукции - металл, алюминий, цемент, удобрение, краски и высокосортная сталь - из бесчисленных заводов этого удивительного «города заводов». И во главе этого города Днепровских порогов встанет его «материнский завод», один из 6 - Запорожский металлургический.

К нему подойдут маршрутные поезда с рудой, углем и известняком. Уголь попадет в реторты коксового завода, а руда и известняк со специальных самоопрокидывающихся вагонов отгрузятся в бункера доменного цеха, чтобы отсюда на специальных вагонах - весах попасть к громадным металлическим подъемникам, стоящим у доменных печей завода.

Грохочут подъемники, ревут воздуходувки, нагнетающие в каждую домну по 2 тыс. куб. метров горячего воздуха в минуту, горит коке в домне, и каждая домна каждые сутки сдает по 800 тонн чугуна. Слепящей глаза металлической жидкостью выльется он в ковши вагонеток. За год вагонетки отвезут миллион тонн этой «чугунной жидкости» в сталелитейное отделение завода, где мартеновские и электрические печи превратят ее в сталь, а прокатные станы вытянут проволоку и прокатают балки, рельсы и листы.

Запорожский металлургический не даром будет называться «материнским заводом». Жидкий чугун из его домен еще в расплавленном виде пойдет в печи «сыновнего» завода - Днепросталь. Этим будет сэкономлен не один десяток тысяч киловатт часов энергии, которые пошли бы на плавление чугунных болванок, если бы они явились на завод обычным путем - в виде твердого, уже остывшего металла.

Горы шлака - этого отброса доменного производства - превратятся в сырье для цементного завода.

Доменный газ явится единственным топливом для мартенов Днепростали, алюминиевого и цементного заводов. И, наконец, отходящие газы, до сих пор никому не нужные и бросовые, будут переработаны на химическом заводе и превратятся в 160 тыс. тонн удобрений, которые на советских полях дадут прирост в 480 тыс. тонн озимой пшеницы стоимостью в 25 млн. рублей.

Таков второй из 6.

 

 

Развернем горы, проложим каналы

 

На вершине уральской горы Благодать стоит чугунный памятник. На нем выбита надпись:

«Вогул Степан Чумпин сожжен здесь в 1730 году».

Страшна история этого памятника. В те далекие времена, когда был еще жив Степан Чумпин, пришедшие сюда русские не знали, что здесь, в недрах этой горы, лежит богатейший клад. И, действительно, как могли угадать пришлые люди, что эти хрупкие, грязнокрасные камни, из которых состоят поросшие сосною склоны Благодати, имеют 1/4 млрд. тонн прекрасной железной руды?

Чего не было известно пришлому люду, то хорошо знали местные жители - вогулы. Они понимали, что гора Благодать - громадное богатство. Но вогулы были суеверны: их жрецы приносили на горе жертвы, а потому не хотели пускать людей, которые изрыли бы землю и плавили ее, И решено было: пусть лучше никому не достанутся эти богатства, чем давать их русским.

Но нашелся один человек среди туземцев - Степан Чумпин. Он выдал начальству секрет этих громадных железных богатств. В награду за это он получил 4 р. 70 коп. серебром: на большее не расщедрились уральские купцы.

Сородичи Степана поймали изменника и казнили его: он был сожжен живым на вершине горы Благодать.

Так было в 1730 году. Через 200 лет внуки тех самых вогулов, которые сожгли Степана, здесь у подножья Благодати создают Нижне - Тагильский завод, прокатный цех которого даст в год одних рельсов общим протяжением в 2 тыс. километров. Этого хватит на дорогу от Москвы до Свердловска.

А южнее, на том же Урале, вырастает четвертый из 6 - Бакальский завод.

До последнего времени считали, что здесь, около Бакала, «всего лишь» 40 млн. тонн руды. Но незначительные поверхностные разведки 1928 г. обнаружили запасы, почти утроившие эту цифру. Изыскания же 1929 г. вдвое увеличили эту утроенную цифру. Так громадны все ещё неразведанные, все еще таинственные запасы Бакала, которые дадут нам высокосортный чугун для наших автомобильных и тракторных заводов.

Оба завода - Нижне - Тагильский и Бакальский - с лихвой обеспечены рудой родного Урала. Уголь же для своей работы они получают с Кузбасса.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены