К нам приезжают учиться

Клавдия Львова| опубликовано в номере №561, октябрь 1950
  • В закладки
  • Вставить в блог

Дня почти не проходит, чтобы у нас на фабрике не побывали гости. Приезжают к нам рабочие и инженеры, ткачи и металлисты, прядильщики и железнодорожники, пожилые и комсомольцы, едут из Москвы и Ташкента, из Серпухова и Ленинакана... Люди приезжают к нам за тем, чтобы изучить и перенять новый стахановский опыт - массовое внедрение передовых приёмов работы. И в газетах о нашей фабрике часто пишут в связи с почином инженера тов. Ковалёва.

Фёдор Лукич Ковалёв - это бывший главный инженер, а ныне директор нашей фабрики «Пролетарская победа». Разработанный им метод родился и впервые начал применяться в цехах нашего предприятия, а теперь благодаря этому методу, как сообщают газеты, только в текстильной промышленности уже не меньше 120 тысяч, человек овладели новыми стахановскими приёмами труда, наш опыт перенимают и рабочие многих других отраслей промышленности.

Что же это за метод и почему он пользуется таким успехом?

Какую бы работу ни взять, мы увидим, что она состоит из ряда операций, а каждая операция, в свою очередь, - из отдельных приёмов. Ткач, например, выполняет пять основных операций, прядильщик - четыре и т. д. Теперь приглядимся к тому, как кто работает. Даже самые лучшие стахановцы, передовики из передовиков, работают неодинаково, у каждого из них выработались свои собственные способы и приёмы. Один, скажем, наловчился очень быстро ликвидировать обрыв нити, другой «специализировался» на смене челнока и делает это прямо - таки виртуозно, третий исключительно умно и рационально планирует своё рабочее время и сократил до минимума простой станков.

Попробую пояснить эту мысль на конкретном примере. Вот у нас в ткацком цехе работают рядом две подруги - комсомолки, Маша Трофимкина и Валя Полунина. Они вместе окончили школу ФЗО, обе учились у одних и тех же инструкторов: казалось бы, и приёмы у них должны были быть совершенно одинаковые. А на деле оказалось иначе. На смену челнока по норме полагается 2,8 секунды, но Валя научилась выполнять эту операцию гораздо быстрее, за 2,5 секунды, а Маша долгое время никак не могла уложиться в норму. Зато Маша опередила свою подругу в другом: она успевает ликвидировать обрыв нити за 14,5 - 15 секунд при норме в 16,5 секунды, тогда как Валя, сколько ни старалась, никак не могла справиться с этой операцией скорее, чем за 30 секунд. Правда, и та и другая в конечном счёте свои производственные задания выполняли, и даже с превышением. Но разве не ясно, что, если бы обе они с одинаковым совершенством выполняли все операции, если Маша Трофимкина производила смену челнока с такой же быстротой, как Валя Полунина, а Валя научилась бы ликвидировать обрыв нити так же быстро, как это делает Маша, - то производительность труда обеих намного бы увеличилась.

Возможно ли это? Опыт показал, что вполне возможно. Та же Маша Трофимкина, наблюдая за работой Вали, убедилась, что никакого особого секрета в успехах подруги нет: всё дело в том, что, когда заряжаешь челнок, надо держать его не горизонтально, а под небольшим наклоном. Мелочь как будто, а получается скорее и проще. На каждой операции удаётся сэкономить десятые доли секунды, а в итоге сберегаются часы!

А ведь таких примеров можно привести бесчисленное множество. Ткачиха Клавдия Анисимова лучше всех на фабрике выполняла ликвидацию обрыва нити, но не укладывалась в норму при смене челнока; Наталья Чекина медленнее других сменяла челнок, не ладилось у неё и с ликвидацией обрыва нити, но потерю времени на этих операциях она возмещает тем, что, как никто другой, умеет правильно чередовать производственные операции.

Фёдор Лукич Ковалёв внимательно присматривался к отдельным приёмам лучших стахановцев, тщательно изучал их опыт, сравнивал, сопоставлял. Вот тогда - то он и пришёл к мысли: чтобы в совершенстве овладеть той или иной профессией, надо в совершенстве овладеть отдельными рабочими операциями. Для этого надо глубоко изучить организацию труда рабочих различных профессий, заимствовать у каждого стахановца прежде всего те приёмы, которые он выполняет наиболее совершенно, и помочь всем рабочим мастерски овладеть такими приёмами.

Большие дела развернулись у нас на фабрике. Инициативу тов. Ковалёва подхватили партийная организация, стахановцы, инженеры, посильное участие в развитии нового начинания приняла и комсомольская организация.

На технических совещаниях подробно рассматриваются и отбираются лучшие методы работы стахановцев. То, что приводит к повышению производительности и легко может быть усвоено всеми рабочими, утверждается; то, что усложняет производство или требует излишнего физического напряжения, отклоняется. Потому - то в работе наших стахановцев нет суетливости, перенапряжения.

По отобранным и утверждённым приёмам ведётся массовый инструктаж. Инструктор обучает работницу новым приёмам до тех пор, пока она полностью не овладеет ими. Этим же приёмам учат и новичков, поступающих на фабрику. Они, таким образом, с самого начала получают навыки стахановской работы. Все молодые рабочие закончили стахановскую школу по освоению передовых методов труда.

Начинание инженера Ковалёва дало замечательные результаты. Затраты времени на отдельные операции у большинства рабочих сократились. У нас введены новые нормы, и эти нормы выполняют почти все рабочие. При том же оборудовании и при том же числе рабочих наша фабрика даёт продукции больше, чем раньше.

Мы провели во всех цехах открытые комсомольские собрания, посвященные методу Ковалёва, на заседании комитета комсомола слушали информацию мастеров, помощников мастеров. Комсомольцы выпустили специальный номер газеты, в котором молодые стахановцы рассказали, как они осваивают новые приёмы работы, каких результатов добились, как преодолевают трудности. Во всех цехах созданы комсомольские контрольные посты: они следят за правильным применением нового метода.

Все комсомольцы овладели передовыми методами и работают по - новому. А за комсомольцами идёт молодёжь.

Сознание, что наша фабрика первой начала движение за массовое, организованное и планомерное внедрение передовых приёмов труда и что в этом есть и немалая доля заслуг наших комсомольцев, молодёжи, вызывает у нас, молодых рабочих, чувство законной радости и гордости. Но мы понимаем, какая ответственность ложится на нас, и приложим все силы к тому, чтобы добиться ещё больших успехов. А для этого нем надо учиться, учиться много и упорно.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены