Поэзия русского танца

Н С Надеждина| опубликовано в номере №534, август 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

Московский хореографический ансамбль «Берёзка», которым я руковожу, создай всего лишь год назад. Очевидно, те, кому довелось побывать на заключительном концерте смотра колхозной самодеятельности РСФСР, происходившем в Москве, в Большом театре, помнят выступление объединенного танцевального коллектива Калининской области, исполнившего русскую пляску «Берёзка».

Девушки - участницы самодеятельных кружков при колхозных клубах, - одетые в длинные цветные сарафаны, плавно двигались по огромной сцене, расходясь и снова сходясь в яркое кольцо девичьего хоровода. Потом в круг врывались парни, и плавный хоровод сменялся удалым, безудержным вихрем русской пляски.

Казалось, на сцену Большого театра пришла сама счастливая, свободная колхозная молодёжь.

Я познакомилась с этими девушками и юношами а Калинина, во время областного смотра кружков колхозной самодеятельности. Тогда мы должны были отобрать лучших участников танцевальных кружков для всероссийского смотра. Это были одарённые юноши и девушки, ставшие потом, если можно так выразиться, пропагандистами традиций народной пляски: благодаря их искусству русские народные хороводы вытеснили случайно занесённые в деревни, абсолютно чуждые нам западные танцы.

Участникам колхозной самодеятельности не хватало профессиональной выучки, мастерства - всего того, что даётся упорной и длительной учёбой. Но в них искрился молодой задор, они были полны непобедимой уверенности в своих силах.

Потому - то таким заслуженным успехом пользовался на смотре колхозной самодеятельности танцевальный коллектив Калининской области.

С тех пор прошёл год. Московский хореографический ансамбль «Берёзка», объединивший участников колхозной самодеятельности, танцевальных кружков при московских предприятиях, а также учащихся школ Большого театра и артистов Калининского ансамбля песни и пляски, завоевал любовь нашего зрителя. Он выступал на сцене эстрадного театра «Эрмитаж», участвовал во многих столичных концертах, выезжал с выступлениями на фабрики, заводы, в колхозные клубы.

Пополнился и обогатился репертуар молодых исполнителей ансамбля, но всё - таки самым любимым и наиболее популярным является русский девичий хоровод «Берёзка», по имени которого и назван наш ансамбль. Среди многочисленных русских народных танцев девичьи хороводы занимают особое место. Может быть, ни в одном танце не выразилась так полно, с такой ясной, безграничной широтой душа русской натуры. Вместе с тем хоровод более, чем какой - либо другой танец, близок к спокойной красоте русской природы, к величавому течению её рек, к просторам её полей и лесов.

Надо сказать, что хоровод «Берёзка» не является фольклорной записью определённой области или района нашей Родины. И в то же время он объединяет в себе черты, присущие любой области, потому что он близок и понятен сердцу каждого русского человека. В этом танце русской деревни, весёлом, стремительном и вместе с тем плавном, нашла своё отражение счастливая жизнь колхозного села.

На втором фестивале демократической молодёжи мира нам предстоит выступить наряду с танцевальными коллективами других стран. Мы подготовили несколько номеров: русский девичий хоровод «Берёзка», «Девичью плясовую», «Девичий фигурный хоровод», «Лебёдушку», русскую пляску «Метелица», «Северный хоровод» и «Девичью молодёжную».

Танец - искусство чрезвычайно эмоциональное, насыщенное, выразительное. Своими плясками и хороводами участники хореографического ансамбля «Берёзка» расскажут молодёжи других стран о новой жизни, пришедшей в октябре 1917 года в русские сёла, о счастье молодых тружеников колхозных полей.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены