Был июль, и окрестности зазеленели. Джингур не имел волов, и поля его отдыхали под паром. Будду отбыл своё наказание, и никакие богатства его больше не обременяли. Ни у Джингура, ни у Будду не оставалось больше имущества и не было более причин завидовать друг другу.
Льнопрядильная фабрика, на которой работал Джингур, закрылась, и он теперь нанимался работать подёнщиком. В городе начала строиться большая гостиница, и тысячи рабочих были заняты её постройкой. Сюда же нанялся и Джингур.
В поисках заработка пришёл в город и Будду. Надсмотрщик, поглядев на истощённого человека, понял, что тот неспособен к тяжёлому труду, и определил его разносить известь. Проходя со своей ношей на голове, Будду увидел Джингура. Они поздоровались и продолжали работу. Джиигур наполнял известью вёдра, а Будду относил их на постройку. И так проработали они молча весь день.
Вечером Джингур спросил Будду, не собирается ли он сварить себе пищу.
- Если я сам её не сварю, то кто же мне её приготовит? - ответил Будду.
- А я питаюсь горстью сухой чечевицы. И этого мне достаточно. Уж очень много возни с варкой пищи.
- Кругом нас много щепок, собери их, - сказал Будду. - Я смолол дома немного муки и принёс сюда. Очень тут всё дорого. Я замешу её на камне, и можешь испечь лепёшку.
- Но у нас нет железного противня.
- А железные листы? Я только счищу с них извёстку.
Огонь был разведён, и тесто замешано. Джингур испёк полусырую лепёшку. Будду принёс воды, и оба поели хлеба с солью и красным перцем. Подкрепившись, они набили трубки и, закурив, отдыхали, сидя на камнях.
Наконец Будду сказал:
- Ты знаешь, это я поджёг твоё поле сахарного тростника.
- Как не знать, - ответил с усмешкой Джингур. Потом, помолчав, добавил: - Это я привязал тёлку, а Харихар её оправил.
- Знаю, знаю, - ответил Будду в том же тоне.
После этого оба пошли спать.
Перевод с английского Л. И.
В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.
К тридцатилетию со дня смерти В. И. Сурикова