Дневник пятилетки

опубликовано в номере №482, июнь 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

B истории искусства есть немало примеров, рассказывающих о мастерском овладении артистом своим инструментом - скрипкой, роялем... О таких людях говорили, что они проникли в самую «душу» инструмента. Теперь творческое отношение к орудию труда у нас перестало быть привилегией музыканта, художника, скульптора.

Управлять станком, врубовой машиной, любым заводским оборудованием может научиться каждый, но новое открывают в них люди, вдохновлённые желанием отдать Родине все свои силы и видящие в инструменте, в станке средство для осуществления этого.

Здесь начинается подлинное творчество, в вполне понятно то чувство восхищения перед высоким мастерством, которое охватывает, когда, например, смотришь на работу лауреата Сталинской премии ореховской ткачихи Марии Волковой.

Сначала кажется невероятным, что один человек управляется в длинном «коридоре», образованном суетливо работающими шестнадцатью станками. Невольно представляешь себе, что, обслуживая шестнадцать станков, ткачиха должна метаться среди них в страхе что-нибудь не заметить, опоздать... Ничего подобного! Мария Волкова и её бригада - Екатерина Шибаева, Анна Кашаева и Анна Печкина - работают удивительно ритмично и спокойно. Но каждая секунда у них на счету, и каждой секунде они хорошо знают цену.

С гордостью за подругу М. В. Волкова говорит, что Кашаева обрыв основной нити устраняет за 24,1 секунды, а год назад на эту же операцию ей требовалось 25,2 секунды. За год она научилась на одной операции сберегать 1,1 секунды. Как будто немного. Но и челнок А. Кашаева заряжает на 2,3 секунды быстрее, чем другие работницы. Сберегают секунды и остальные работницы бригады. А вот результат: к 1 марта 1947 года бригада М. Волковой сверх плана дала стране 19 тысяч метров ткани. Годовой план бригада обязалась выполнить к 17 сентября и сверх плана до конца года дать ещё 70 тысяч метров ткани.

Мария Волкова изготовляет ткани для одежды. Другой молодой лауреат Сталинской премии - Василий Матросов - делает обувь.

Работа этого закройщика-новатора сказалась на продукции всей - одной из лучших в СССР - обувной фабрики «Парижская коммуна». Матросовские методы придали особый размах социалистическому соревнованию на фабрике. Товарищеская помощь здесь стала непреложным законом. Годовую программу И. Матросов рассчитывал закончить к 1 мая, но уже за четыре месяца он выполнил годовой план на 112 процентов. Благодаря матросовским методам «Парижская коммуна» увеличила выпуск продукции на 21,6 процента.

Далеко от Москвы трудится лауреат Сталинской премии Герасим Иванович Запорожец, машинист тяжёлой врубовой машины шахты 28 треста «Снежнянантрацит». Он так глубоко изучил свою «умную» машину, заменившую ручной труд горняка, что заставил её работать по-новому и добился выдающихся результатов, в несколько раз увеличив добычу угля. Метод Запорожца стал методом множества советских горняков, и добавочный уголь, даваемый благодаря этому стране, - плод трудового подвига Запорожца.

Иван Проничкин совсем молод, он только в годы войны окончил ФЗО. Но горячее стремление помочь Родине всеми своими силами дало и ему возможность стать в ряды лучших новаторов, заслуживших высокую награду - Сталинскую премию. Ему и Нигмаджану Минзарипову горняки обязаны разработкой и внедрением и горнорудную промышленность скоростных методов проходок горных выработок. Эти труженники-герои в несколько раз повысили скорости подземных проходок.

Замечательной чертой, объединяющей всех лауреатов-рабочих, является то, что они стремились познать тайну повышения производительности труда не для себя, а для всего коллектива и все силы немедленно же прилагали к тому, чтобы их метод стал достоянием как можно более широкого круга рабочих. Этим социалистическое соревнование поднимается на более высокую ступень и облегчается выполнение и перевыполнение великого плана новой сталинской пятилетки.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Группа «Сталинград»

Отрывок из четвертой части нового романа «Буря»