Неаполис Скифский

П Рождественский| опубликовано в номере №482, июнь 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

Археологические исследования как бы приподымают завесу времени. В обломках старинных изделий, в полустёртых наскальных рисунках из глубины тысячелетий встаёт перед нами жизнь народов, о которых в истории сохранились лишь краткие упоминания, воскресают культуры давно забытые, а подчас и совсем неизвестные.

Раскопки советских археологов не раз привлекали внимание всего мира. Мировое значение имеют изыскания, проведённые в прошлом году в Крыму. Экспедиция Института истории материальной культуры Академии наук СССР и Музея изобразительных искусств имени Пушкина под руководством профессора П. Н. Шульца открыла здесь городскую культуру скифов, о которой наука до сих пор почти ничего не знала. В обнаруженном археологами Неаполисе скифском, главном городе крымских скифов, оказались монументальные сооружения, прекрасная скульптура, великолепная настенная живопись.

На протяжении последних 120 лет вблизи Симферополя не раз находили предметы старины, и археологи предполагали, что Неаполис был где-то неподалёку. Участникам экспедиции удалось точно определить местонахождение древнего города. Он был расположен на юго-восточной окраине нынешнего Симферополя, в предместьях, где начинается Алуштинское шоссе. Именно здесь, среди скал, на узле дорог, ведших из крымских степей в горы и далее к побережью, лежал Неаполис.

Город был обнесён мощной оборонительной стеной, выложенной из огромных каменных глыб. Её толщина достигала 8,4 метра. Археологи установили, что в период грозных столкновений скифов с греками (во II веке до нашей эры) стена неоднократно расширялась.

В южной части Неаполиса у самой стены обнаружено величественное здание усыпальницы. Сооружали её скифские мастера, использовавшие строительный опыт греков. О высоком уровне технического мастерства скифов свидетельствует то, что стены сложены из гладких, хорошо отёсанных каменных плит. Здание архитектурно очень интересно. Оно имело, по-видимому, два этажа. Внутри сохранилась каменная лестница. В усыпальнице находились погребения скифской знати. В глубине, в каменной гробнице, был погребён скифский военачальник, быть может, царь. Он похоронен вместе со своим оружием - копьями, мечами, стрелами, шлемом. Одежда умершего истлела, но золотые украшения, нашитые на неё, остались нетронутыми. Археологи насчитали около семисот таких украшений самой разнообразной формы - в виде лепестков, звёзд, львиных голов, капель воды, щитов. Рукава и низ одежды были перевиты золотыми спиралями. В центре здания возвышался деревянный позолоченный и раскрашенный саркофаг. Здесь покоилась, очевидно, скифская царица. В усыпальнице найдено множество сосудов прекрасной и тонкой работы, украшений, разнообразного оружия. Среди этих вещей есть и скифские и привозные - из Греции, Финикии, Египта. Оказывается, скифы поддерживали тесные культурные связи с передовыми народами того времени. Огромный интерес представляют также многочисленные греческие и скифские изделия, исполненные из золотых пластин набивной техникой. Всего их найдено 1312. Встречавшийся у древних народов обычай накладывать на глаза и рот умершего золотые наглазники - пластины, изображающие глаза с выгравированными на золоте ресницами, - и нагубники перешёл к эллинизированной скифской знати.

Из-под земли, скрывавшей в течение веков древний Неаполис, постепенно возникают не только стены, но и вся жизнь города, его быт, культура. Вот большое здание, крытое синопской черепицей, с подвалом, высеченным в скале, обширным двором, где находились ямы для хранения зерна. Оно было разрушено войсками греков во время войны. Тут же остатки домов позднейшего времени (III - IV века нашей эры).

Неоценимое значение для науки имеет открытая экспедицией настенная живопись скифов. Истории мировой культуры известно очень немного образцов настенной живописи древних. Древнеримскую живопись нашли при раскопках в Риме и Помпее, греческую - в Пантикапее (нынешней Керчи), столице основанного греками Боспорского государства. До наших дней дошла роспись древнего Египта, Крита, Микен. И вот оказывается, что две тысячи лет назад - на рубеже эллинистической и римской эпох – существовала еще и настенная живопись крымских скифов. Её обнаружили при раскопках Неаполиса в склепах.

То, что склепы здесь существуют, для учёных было несомненно. Но как найти их? Участник экспедиции, хранитель Симферопольского музея В. Бабеичиков высказал интересное предположение. Склепы, конечно, были вырублены в скале и соединялись с поверхностью наклонными ходами. На протяжении сотен лет и ходы и скалы засыпало землёй, теперь, естественно, растительность над входами должна быть значительно гуще, чем над скалами, покрытыми тонким почвенным слоем. Исходя из этих соображений, входы в склепы следует искать там, где трава пышнее. Эта догадка полностью подтвердилась.

Вход в первый склеп с настенной живописью был так же, как и в других склепах, завален тяжёлой каменной плитой. Её отодвинули, и археологи вошли в погребальную нишу. Слабый свет проникал сюда через вход. Стены покрывал серебристый, похожий на иней налёт (соли углекислого кальция) - обычный для склепов, вырубленных в скалах. При виде такого инея на стенах у археологов всегда возникает надежда, что под этим слоем им посчастливится найти древние рисунки...

Реставратору экспедиции Е. Болотниковой нужно было проделать кропотливую работу: очистить стены от солей, но сделать это так осторожно, чтобы не повредить живопись, если она здесь окажется. На очистку ушло несколько дней. Все собрались в подземную нишу - и профессор П. Шульц, и самые молодые участники экспедиции комсомольцы Т. Троицкая, М. Погребова, С. Ишкова и Р. Борисов. Все молча ожидали. И вот из-под слоя мелких блестящих кристаллов стала медленно появляться красочная роспись...

Стенную живопись обнаружили в пяти склепах. Особенно богата она в склепе, значащемся под № 9. На стенах нарисован ковёр в виде шахматной доски, скиф с лирой в руках, всадник, держащий копьё, изображена тут и охота на кабана.

Скифские художники, пользуясь только тремя красками - чёрной, красной и жёлтой, - создали живые, реалистические, полные своеобразного очарования рисунки. Скифской живописи присуща своя, особая манера, чрезвычайная экспрессия, чем она отличается от любой другой древней росписи.

В двух склепах обнаружены скульптурные изображения всадника и фигуры мужчины, высеченные в самой скале.

Советские археологи установили, что славянская культура является прямой наследницей древних европейских цивилизаций и, прежде всего, цивилизации скифов. Тем больший интерес представляют открытия тавро-скифской экспедиции, по которым можно проследить непосредственную связь отдельных мотивов в изобразительном искусстве и архитектуре у скифов и славян. Эти вопросы предстоит ещё детально изучить при обработке богатейших материалов, собранных в Неаполисе скифском. Пока же экспедиция продолжит свою работу в Крыму. Нет сомнения, что дальнейшие раскопки столицы крымских скифов дадут ещё более ценные материалы для истории СССР и истории мировой культуры.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Группа «Сталинград»

Отрывок из четвертой части нового романа «Буря»

По Камчатке

Путевые заметки