Мы отстоим свою Родину!

опубликовано в номере №369-370, октябрь 1942
  • В закладки
  • Вставить в блог

Уже в первые дни существования советской власти были обнародованы декреты о запрещении труда детей, о сокращении рабочего дня подростков до шеста часов о производственном обучении рабочей молодежи. Двери высших учебных заведений широко распахнулись перед юношами и девушками из семей рабочих и крестьян. Во всей широте перед молодым поколением встала задача построения нового общества. Обращаясь к комсомольцам, Владимир Ильич Ленин в 1920 году говорил:

«Вы должны построить коммунистическое общество. Первая половина работы во многих отношениях сделана. Старое разрушено, как его и следовало разрушить, оно представляет из себя груду развалин, как и следовало его превратить в груду развалин. Расчищена почва, и на этой почве молодое коммунистическое поколение должно строить коммунистическое общество».

Занималась новая жизнь. Словно крылья вырастали за спиной человека. Все, что раньше обременяло, мешало свободно дышать, работать, любить, было снесено могучей революционной грозой.

В вашей стране возникли тысячи школ фабрично-заводского ученичества Подросток, попав в стены такой школы, изучал в классах, лабораториях, производственных мастерских теорию и практику облюбованной им заводской специальности и начинал свою самостоятельную трудовую жизнь во всеоружии навыков квалифицированного рабочего. Интересный факт: за годы первой и второй пятилеток школы ФЗУ подготовили более полутора миллиона квалифицированных рабочих. Из числа питомцев ФЗУ выросли такие новаторы производства, как ткачиха Дуся Виноградова, обувщик Сметанин, паровозный машинист Кривонос. И теперь, в дни войны, воспитанники ремесленных училищ и школ ФЗО показывают замечательные образцы своей выучки - некоторые из них за выдающиеся производственные успехи отмечены высокой правительственной наградой.

Шли годы. И каждый из них по размаху созидания был равен десятилетиям. Менялся пейзаж родной страны. Расступалась чаща прежде недоступного леса, и сквозь просвет листвы вырастали корпуса новых заводских зданий. На деревенской околице, где привычно маячил раньше силуэт ветряной мельницы, теперь поднимались вверх башни элеваторов. В далеких уральских степях выросли домны Магнитогорска, на берегу красавицы Волги раскинулись гигантские цеха Сталинградского тракторного завода. Страна становилась могучей индустриальной державой... Ей понадобились сотни тысяч рабочих, способных быстро познать новую совершенную технику и взять от нее все, что она может дать.

Кадры этих рабочих множились главным образам за счет юношей и девушек. Перед молодым человеком открылись дорога к самому сложному агрегату, к любой самой тонкой профессии, где подчас и не определишь, что тут важнее: техника или искусство мастера?

Известно, например, что на предприятиях царской России молодежь не допускалась к сложным механизмам. Так, на Балтийском судостроительное заводе в Петрограде сборку турбин доверяли только «старичкам» со стажем от десяти до тридцати лет. Иное стало теперь, после революции. Секреты мастерства перестали быть личной привилегией мастера. Им обучали всю молодежь. На каждом заводе выросла сеть технических кружков, курсов - перед слушателями открывались новые горизонты; они начинали не только видеть, но и сами ощущать поэзию труда: появилась глубокая, осмысленная любовь к машине.

Результат этого вдумчивого технического обучения молодежи не замедлил сказаться: молодежь стала делать самые ответственные детали дизелей, тракторов, автомобилей, собирать турбины, самолеты, В стране появились знатные молодые люди: наладчики станков, сталевары, горновые, машинисты врубовых машин и многие другие.

Чем квалифицированнее становился труд молодого рабочего, тем больше он зарабатывал. Материальный достаток чувствовался во всем: молодежь стремилась красиво одеваться; покупка книг, спортивных и музыкальных принадлежностей, театральных абонементов, фотоаппаратов заняла видное место в бюджете молодого, человека. И внешний его вид - крепкий, здоровый, цветущий - являл разительную противоположность молодому рабочему царской России.

Советский строй, говорил товарищ Сталин, «создает такую обстановку работы и быта рабочего класса, которая дает нам возможность вырастить новое поколение рабочих, здоровых и жизнерадостных, способных поднять могущество Советской страны на должную высоту и защитить ее грудью от покушений со стороны врагов».

В 1932 году, оценивая то новое, что появилось в нашей жизни, М. Горький писал:

«Деревенский парень, являясь работать на завод, построенный на основании новейших и самых совершенных завоеваний техники, попадает в мир явлений, которые, поражая его воображение, возбуждая мысль, освобождают ее от древних диких суеверий и предрассудков. Он видит работу разума, воплощенную в сложнейших машинах и станках... Он видит, что хозяева завода - такие же рабочие, как он сам, что молодой инженер - сын рабочего или крестьянина. Он очень скоро убеждается, что завод. Для него - школа, открывающая перед ним возможность свободного развития его способностей. Если он обладает ими, завод выдвигает его в одно из высших учебных заведений, но есть уже и заводы, при которых открыты высшие технические школы. Его нервно-мозговая энергия, в которой скрыта наша способность исследования и познания явлений мира, мощно возбуждается всей суммой условий, которые были совершенно неведомы его отцу.

Он посещает театры, признанные лучшими в Европе, читает классическую литературу Европы и Старой России, бывает в концертах, посещает музеи, изучает свою страну, как до него никто не изучал ее».

Но не только город и завод дали молодежи выход в люди. Совершенно новой стала жизнь деревни. Переход земли в собственность народа, создание колхозов и совхозов, внедрение агротехники, механизации - все это коренным образом изменило облик деревенского юноши и девушки. Сотня тысяч молодых людей научились водить трактор (кстати, среди трактористов не менее 80% составляет молодежь), комбайн, автомобиль; стали полевыми бригадирами, животноводами; приобрели десятки других профессий, вызванных к жизни новой экономикой. Так исчезла проблема заработка. Молодежь деревни приобретала велосипеды, радиоприемники, обзаводилась хорошей, красивой мебелью. Годовой заработок молодых стахановцев - трактористов и комбайнеров - выражался в четырех - пяти тысячах рублей в год, кроме натуральной оплаты.

Советская власть подружила деревенскую молодежь с наукой, книгой. Расширился кругозор молодого колхозника. На наших глазах выросла целая плеяда молодых новаторов сельского хозяйства (свекловичница Мария Демченко, комбайнер Константин Барин и другие), силой своего пытливого, дерзкого ума одержавших замечательные победы над природой и машиной.

Замечательно, что рационализаторское движение среди колхозной молодежи приняло особенно широкие размеры в дни войны. Весной обошла весть о чудо-трактористке Даше Гармаш, которая добилась неслыханной производительности машины. Ее бригада выполнила о период весенней пахоты годовой план тракторных работ! А к осени заговорили о сибиряке Валентине Нагорном. То, что сделал этот семнадцатилетний юноша, кажется удивительно простым. Он ввел сменные упряжки лошадей, и это новшество наряду с другими простейшими мерами позволило ему в пять - шесть раз поднять темпы пахоты. Теперь в сотнях колхозов появились последователи этого сметливого деревенского паренька, поднявшего на новую ступень скромный труд пахаря.

Это пробуждение личности, бьющая через край энергия молодости не могли бы, конечно, иметь место в стране, где невежество плотно закрывает глаза человека. Величайшее достижение нашего государства состоит и в том, что оно подняло на невиданную высоту просвещение народных масс. Только за двадцать лет своего существования советская власть построила больше школ и высших учебных заведений, чем царское самодержавие за двести лет.

«Молодежь СССР, - сказано в программе ВЛКСМ, - получала возможность овладеть любой специальностью, достигнуть любого уровня знаний, ибо в СССР широко доступно всем трудящимся не только низшее, но в среднее и высшее образование».

И эта возможность была блестяще использована! В начальных и средних школах училось тридцать три миллиона учащихся, а в стенах университетов и институтов находилось более полумиллиона студентов! Какие жаркие споры разгорались накануне выпускных экзаменов среди десятиклассников! Кем быть, какую профессию выбрать, как безошибочно определить свое призвание?

За несколько месяцев до войны на страницах журнала «Смена» было опубликовано письмо московской школьницы Нины Поликарповой. Она кончала школу и, как тысячи ее сверстников, не могла выбрать себе профессию. Вначале, еще в 6-м классе, она решила стать учительницей, в следующем году увлеклась авиацией и остановилась уже на профессии летчика, в 9 классе появилось новое увлечение - медицина, хирургия. «А вот теперь, когда наступает решительная минута, ничего не могу решить. Я как бы стою на перекрестке многие дорог и не могу выбрать, по какой из них пойти...»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

XXV Годовщина Великой Социалистической революции

Доклад председателя комитета государственной обороны И. В. Сталина