Природа и культура

Я М Гольдберг| опубликовано в номере №6, апрель 1924
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Раз шерсть человек своими руками сделать не может - стало быть, шерсть - это природа.

- Значит, вы ваше сукно, вашу культуру, получили откуда?

- Из природы, - крякнули хором все рабочие.

- Из природы. Все предметы культуры, какие вы только ни видите - создал человек из природы. Вот этот стол - был деревом, которое росло в лесу. Пришел человек, дерево подрубил, отправил в мастерскую и из этого дерева - из природы сделал стол, стул, пианино, скрипку, ящик и т. д. - сделал культуру. Но теперь, скажите, какой человек может превратить природу в культуру: дикарь или человек культурный.

- Что там дикарь сделает, дайте ему дерево, так и останется деревом; ничего дикарь не сделает. Вот, к примеру, сказать, мы, здешние рабочие, который больше обучен, тот тебе и вещь как следует быть сделает, а который не обучен, тот как был сподручным, так сподручным на всю жизнь и останется: известное дело - только культурный человек может все сделать.

- А вы, товарищи, - продолжал спрашивать лектор, - из чего делаете разные гайки, винты, гвозди и т. д.

- Мы - то. Мы делаем из железа, бывает из меди, какие потребуются.

- Так, а где ж это железо или медь люди достают?

- Из земли - называется это рудники - правда, товарищ лектор?

- Правда, правда, значит, в природе добывают железо и медь.

- Выходит, что в природе.

- А скажите, было ли такое время, когда человек не знал о железе и меди.

- Конечно, такое время было.

- Что же культура его была высокая, когда железного топора - то не было.

- Значит, - продолжал лектор, - когда человек нашел в природе железо, то он из этого железа начал выделывать разные предметы культуры и жизнь его улучшилась. Так ли я говорю, товарищи?

- Так, так, - крикнули все рабочие. - Какой же вывод, товарищи, вы можете отсюда сделать? - спросил лектор. - Вывод вот какой, - начал один рабочий, - вывод, по - моему мнению, очень простой, а именно: чем больше ты будешь изучать природу, тем больше ты ее изучишь, а чем больше ты ее изучишь, тем богаче будет твоя культура, а чем богаче будет твоя культура, тем легче и лучше тебе будет жить.

- Но вот, дорогие товарищи, - продолжал лектор, - есть еще один вопрос, о котором вы не должны забывать: всем ли стало лучше жить от этой культуры? Не надо забывать, что мало научиться превращать природу в культуру, - надо еще научиться культуру эту распределять так, чтобы не было королей нефти, королей железа, королей золота и т. д., и т. д., а чтобы этой культурой пользовались все, все. Вот на этом мы и закончим сегодня нашу беседу.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены