Фестиваль – все цвета радуги

Олег Спасский| опубликовано в номере №1113, октябрь 1973
  • В закладки
  • Вставить в блог

Враги фестивального движения некогда, утверждали, что подобные встречи — затея для узкого круга молодежных функционеров, однако дискуссии на «Алексе» снова показали неформальный характер политической программы фестиваля, еще раз обнаружили перед миром, что нынешнее молодое поколение страстно заинтересовано в решении самых острых проблем века, что оно глубоко осознает свою ответственность за будущее и совсем не равнодушно к тому, каким оно будет.

Фестиваль вовлек в свою орбиту, кажется, всех.

«Алекс» и соседние улицы и площади стали не только громадным дискуссионным клубом, но и танцевальным залом, где знакомые могли и не встретиться, поскольку размеры зала, его длина и ширина измерялись сотнями метров, и эстрадной площадкой, суперсценой, в разных частях которой выступали десятки солистов и ансамблей.

Это был поистине уличный фестиваль, и те, кто жил в центре города, получили великолепную возможность видеть все и быть непосредственными участниками множества событий.

...И в десять-одиннадцать вечера, когда улицы, особенно на подступах к Александерплатц, были переполнены — фестиваль пел, танцевал, вел бесконечную дискуссию. Гремели оркестры, обладатели «Золотого билета» в Берлин коллекционировали автографы — фестивальные платки, косынки и даже рубашки, кофточки и платья были испещрены росписями всех цветов и оттенков. На «Алексе» веселье было в разгаре, и каждая группа танцевала и пела под свою музыку.

...И в полночь, когда напряжение чуточку спадало, барабаны умолкали, уступив «слово» гитарам, когда закрывались расположенные напротив нас, за рестораном «Москва», киоски с сувенирами и торговые ряды, построенные на время фестиваля, где с утра и до самого позднего вечера можно было подкрепиться сосисками и выпить пива.

...И в половине второго ночи на нашей улице было по-прежнему многолюдно: теперь пели не хором, а небольшими группами.

...И в половине пятого утра, когда было уже совсем светло, на трибунах, около открытой эстрады, располагались сейчас уже совсем маленькие группки, но эти ребята и девушки, кажется, и не собирались расходиться.

Я не знаю, когда отдыхал фестиваль.

Да и отдыхал ли он вообще?!

«Утром все начиналось снова» — я хотел использовать эту фразу в рассказе о своих впечатлениях.

Но она не совсем точна. Ибо перерыва не было.

Девять дней и ночей фестиваля — это двести с лишним часов. Деловых и веселых. Торжественных и лирических.

То были дни и ночи, когда границы суток раздвинулись, стерлись и едва ли кто замечал, полдень еще или уже вечер, среда или вторник, в этом громадном раскрутившемся кольце не было ни начала, ни конца, и разорвать круг, остановить мгновение было дано разве что оптимистам-фоторепортерам.

Фестиваль мчался, убыстряя и убыстряя свой бег, — дискутировал, собирался на митинги, определял общие позиции участников в антиимпериалистической борьбе, пел, танцевал, веселился, казалось, что бег его бесконечен, но вдруг, как-то сразу и неожиданно (это было в субботу днем), я почувствовал — финал близок. Только что мимо наших окон по широкой Карл-Маркс-аллее, первой социалистической улице социалистического Берлина, лилась мощным потоком, веселым и торжествующим, демонстрация, девиз которой «Молодежь Германской Демократической Республики приветствует молодежь всего мира!», только что — колонна за колонной — шагала мимо возведенных вдоль аллеи трибун синеблузая армия молодых, как вдруг, не прошло и часа, приехали десятки тяжёлых грузовиков, и трибуны были тотчас же разобраны и увезены.

А спустя сутки с небольшим, после волнующего заключительного митинга, погас огонь фестиваля. И хотя небо озарил фейерверк, хотя бал шумел до утра, X Всемирный уже уходил в историю.

Какое же место суждено ему занять в международном молодежном движении? Его уроки? Чему научил он своих участников? Что увезут они домой?

Крепить единство

Девушка из Швейцарии вручила молодым вьетнамцам карандаш. Символический карандаш. Один из миллиона. Молодежь Швейцарии собрала их для друзей из Вьетнама.

Делегация Чехословакии передала своим вьетнамским товарищам два трактора и десять велосипедов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

В одном строю

Министр национальной обороны ЧССР, генерал армии Мартин Дзур отвечает на вопросы корреспондента «Смены»