«Знает, может, хочет, успевает»

Леонид Плешаков| опубликовано в номере №1096, январь 1973
  • В закладки
  • Вставить в блог

С директором Рижского опытного автобусного завода РАФ Ильей Ивановичем Позняксом беседует специальный корреспондент «Смены» Леонид Плешаков

Разговор об инженерности мне хотелось бы начать «от печки». Кто есть инженер? Как ни странно, но коротко ответить на вопрос не так-то просто, хотя все мы вроде бы хорошо представляем, что это за профессия. Толковый словарь Даля утверждает, что инженер — это ученый-строитель, но не жилых домов, а других сооружений различного рода. Если копнуть дальше, то окажется, что слово «инженер» тянет корни от латинского, означавшего способность, изобретательность. По-моему, оба определения не совсем точны, потому что упущена одна важная деталь: инженер не просто изобретатель или образованный строитель, он еще руководитель. Работает ли он на предприятии, в проектном или исследовательском институте, возглавляет ли коллектив или «командует» только самим собой, по характеру труда это человек, который выступает, кроме всего прочего, еще и организатором при решении той или иной технической задачи, управляет каким-то процессом труда.

— Я бы еще добавил, что инженер — это созидатель. Чтобы полностью соответствовать своему званию, он должен быть творцом всего нового.

Другими словами, инженер — это специалист, играющий важную роль в управлении научно-техническим прогрессом. А потому должен соответствовать известным требованиям, предъявляемым к руководителям, требованиям, которые коротко формулируются четырьмя глаголами: знает, может, хочет, успевает. Логично, что об уровне профессионального мастерства инженера — его инженерности — можно судить по тому, насколько его труд соответствует данной формуле.

— Разумеется. И я думаю, что понятие «инженерность» мы должны рассматривать с точки зрения соответствия этой формуле. Итак, что, по вашему мнению, должно стоять за понятием «знает»?

— Прежде всего глубокое знание своей узкой специальности. Потом — общие знания в своей профессии. И в конце — определенная способность понемногу разбираться — ориентироваться, что ли, — в широком круге вопросов, которые могут возникнуть в той или иной проблеме, имеющей какое-то отношение к его специальности. Иными словами, инженер должен знать кое-что обо всем и все о чем-то одном.

В наше время «чистые специалисты» среди инженеров встречаются редко. Пожалуй, ими могут быть только расчетчики, которые прорабатывают схемы, сметы, задачи, поставленные перед ними другими инженерами.

Чаще же всего и конструктор, и технолог, и линейный инженер, руководящий каким-то участком непосредственно в цеху, должны знать множество вопросов, которые прямо не относятся к их специальности. Конструктор, допустим, обязан быть в курсе новинок сталепрокатной или химической промышленности, чтобы успеть в новой модели своей машины использовать прогрессивные достижения технической мысли.

Технологу нужно следить за развитием и тенденциями в производстве оборудования, автоматизированных линий, чтоб загодя подготовить предложения по технологии обработки новых узлов и деталей.

Линейный инженер должен не только умело руководить и организовывать сам процесс производства на вверенном ему участке, но и знать, положим, трудовое законодательство, разбираться в технологии, экономике.

Кстати, знание экономики, как мне кажется, должно быть обязательным для инженера любого ранга и любого профиля.

Но это не все. Для образованного специалиста важно знать не только что-то конкретное, так или иначе относящееся к его труду. Он должен уметь быстро определять адрес, куда следует обращаться за недостающими ему самому знаниями. Не ломиться всякий раз в открытые двери, не изобретать велосипед, а использовать уже готовое, найденное, отработанное, опробованное, прогрессивное решение. Это вовсе не означает, что он будет жить только чужими идеями и мыслями. Заимствуя чужой опыт, он может и должен привносить в него что-то свое и «двигать идею» дальше, углублять ее, искать в ней новые аспекты, новые области ее применения.

— В одной из своих статей академик В. А. Трапезников писал:

«Научно-технический прогресс связан с появлением новых идей, обеспечивающих совершенствование оборудования и улучшение управления, то есть он связан с повышением «уровня знаний». Годовой прирост «уровня знаний», выраженный в процентах, — это темп научно-технического прогресса.

Теория показывает, что темп роста уровня жизни почти равен темпу научно-технического прогресса, а уровень жизни в стране пропорционален «уровню знаний», что и подтверждается статистическими данными».

Справедливость этих слов не нуждается в доказательствах, как, мне кажется, не нуждается в доказательствах и то, что рост инженерности руководящих кадров, подразумевая под этим в том числе и рост «уровня знаний» инженерно-технических работников, в значительной степени определяет темп научно-технического прогресса...

Но, с другой стороны, знать — это еще не все. Можешь ли ты полностью использовать свои знания, хочешь и успеваешь ли — вот в чем вопрос. Уровень инженерности работника зависит от его способностей соответствовать сразу всем четырем требованиям, о которых вы говорили.

Вместе с тем существует немало объективных и субъективных причин, которые препятствуют такому единству. Например, инженер знает, но не хочет применять свои знания. Или, наоборот, хочет, но не может. Или не успевает. И, видимо, справедливо будет сказать, что его инженерность — величина относительная, зависящая от многих факторов, и, если можно так выразиться, потенциальный и кинетический научно-технический уровень инженера далеко не одно и то же. Вы согласны с этим?

— Согласен.

— Тогда нельзя ли на примере РАФа проследить, как инженерность его работников влияет на производство и, с другой стороны, как техническая оснащенность и степень организации производства на предприятии влияют на инженерный уровень кадров. Иными словами, хотелось бы вскрыть взаимосвязь и взаимное влияние этих двух важнейших компонентов современного производства: завод и личность.

— Для начала я хотел бы дать короткую «биографическую» справку нашего предприятия. Это поможет в дальнейшем разговоре.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены