Земля атакует!

Елена Федотова| опубликовано в номере №1739, сентябрь 2009
  • В закладки
  • Вставить в блог

Как происходят цунами и когда на Венере зацветут сады

Тайфуны и землетрясения, обрушившиеся на планету в последние годы – не что иное, как способ изгаженной Земли обратить на себя внимание неблагодарных людей. Спасением человечества может стать переезд на Венеру. Или на Марс, – считают техногаянисты.

…«Зеленых» и техногайянистов объединяет одна цель – защита окружающей среды. Но техногайянисты не верят в массовый и безболезненный отказ от привычного отношения к природе.

Теория Гайи

В начале 60-х к программе поисков жизни на Марсе НАСА подключило известного ученого Джеймса Лавлока. Он предложил проанализировать химический состав атмосферы Марса: если на планете была жизнь, то в атмосфере обязательно присутствуют отходы ее деятельности. В итоге, ученые космического агентства отрапортовали, что на Красной планете, возможно, жизнь когда-то была, а Джеймс Лавлок выдвинул теорию Гайи (Геи).

Лавлок предположил, что наша планета функционирует, как живой организм. Совместная эволюция скальных пород, воздуха и океана, по мнению ученого-эколога, позволяет сохранить на Земле условия, пригодные для жизни. Однако ее «шестеренчатая саморегуляция» иногда дает сбои. И неслучайно: гайянисты, последователи теории Лавлока, уверены, если человек и дальше будет игнорировать сигналы Земли, она начнет защищаться. Гипотеза Медеи

Уже в наши дни биолог по фамилии Уорд заявил, что причина агрессивного поведения планеты кроется не в стремлении к самосохранению, а в неуживчивом нраве Земли. Согласно уордовской «теории Медеи», каждый раз, когда животные и высшие растения появлялись на Земле, планета возвращалась к более привычным для себя, микробным формам жизни. Только одно из 15 массовых вымираний спровоцировал внешний фактор – падение астероида, остальные – результат естественных процессов.

Около 250 миллионов лет назад резкое глобальное потепление уничтожило четверть наземных животных и почти всех обитателей океанов. «Они вымирали одновременно и, по одним причинам – слишком много тепла и слишком мало кислорода», – поясняет Уорд. К падению уровня кислорода привели множественные извержения сибирских вулканов – в атмосферу выбрасывался углекислый газ, а парниковый эффект обеспечил метан, растаявший на дне океанов.

Нынешнее смещение климата – лишь повторение заложенного сценария.

«Парадокс заключается в том, что сейчас мы имеем слишком много углекислого газа, но должны где-то его сохранить, потому что будем в нем нуждаться потом», – объясняет Уорд.

Со временем излишек газа будет захватываться водой, деревьями и горными породами, и однажды в атмосфере его окажется недостаточно для жизни растений. Не будет их – не будет и кислорода.

«Потом мы получим точку, от которой будет уже невозможно восстановить ни разнообразие жизни, ни богатую кислородом атмосферу, – подытоживает ученый. – Это не Гайя. Это антипод Гайи».

Далеко не все техногайянисты, как Питер Уорд, подозревают нашу планету в массовых убийствах. Но все сходятся в одном: человечество – в тупике, и выбраться оттуда оно сможет только благодаря современным чистым технологиям.

Одной «зеленой» энергетикой (ее техногайянисты тоже поддерживают) тут не обойтись. Микробы, питающиеся отходами производств и регулирующие уровень углекислого газа в атмосфере, пока остаются мечтой. Но современные нано- и биотехнологии позволяют надеяться, что мечта эта в скором времени осуществится.

Пока бороться с глобальным потеплением помогают генномодифицированные леса. Как оказалось, быстрорастущие деревья-канадцы позволяют не только пополнять запасы промышленной древесины, но и активно поглощают излишки углекислого газа. Российские саженцы, как и заокеанские собратья, стабилизируют климат, но в промышленности не используются.

«По моему мнению, техногайянизм – это полная ерунда, – комментирует Алексей Кокорин, координатор программы «Климат и энергетика» WWF. – Наш фонд и «Гринпис» провели исследования, которые доказали – уже существующих технологий достаточно, чтобы остановить глобальное потепление».

Спасение – в космосе

Но есть у техногаяйнистов и более радикальные рецепты (спасибо писателям-фантастам). Идею терраформирования – создания земного климата и атмосферы на других планетах – выдал в своей повести Джек Уильямсон. На протяжении последних десятилетий техногайянисты активно ее развивают.

Риджел Войд, студент аризонского университета, предложил вывести на орбиту Марса триста огромных надутых шаров, соприкасающихся друг с другом и образующих зеркало диаметром в полтора километра. По замыслу Войда, солнечный зайчик сможет прогреть заданный кусок Марса до оптимальной температуры, что значительно облегчит жизнь астронавтам.

Преобразить Венеру, по мнению некоторых ученых, поможет вода. Оказавшись на поверхности нашей соседки, она свяжет и осадит углекислый газ, преобладающий в ее атмосфере. Температура опустится до приемлемого для человека уровня. После того, как на Венере уменьшится объем углекислого газа, изменится и масса ее атмосферы, что автоматически приведет к понижению давления.

Терроформирование Луны, учитывая ее близость, весьма заманчивая перспектива для радикальных техногайянистов и опасная – для землян. В целях безопасности нашей планеты бомбардировка водно-аммиачными астероидами должна проводиться с орбиты искусственного спутника Луны, причем по касательной, направленной от Земли, а сам астероид не должен превышать нескольких сот метров в диаметре. Более того, некоторые ученые полагают, что на это время Луне придется придать суточное и «годичное» вращения, что может отразиться на тектонических процессах Земли.

Техногайянизм представляет собой одно из течений защитников природы, базирующееся на ключевой роли новых технологий, начиная от создания генетически модифицированных форм древесных растений для восстановления лесов и генетически модифицированных сельскохозяйственных видов для уменьшения нагрузки сельского хозяйства на окружающую среду до исследования способов разумного управления земной биосферой и терраформирования других планет.

Питер Уорд, автор гипотезы Медеи, считает, что существование сложных организмов для нашей планеты противоестественно.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Роалд Дал. «Необычный пассажир»

Рассказ. Перевод с английского Дмитрия Павленко