Заводская проходная третьего тысячелетия

Вадим Саюшев| опубликовано в номере №1217, февраль 1978
  • В закладки
  • Вставить в блог

Интересно отметить, что Этери Соломония все время учится. Окончила училище, среднюю вечернюю школу, политехнический институт. Она была делегатом XXTV съезда КПСС, XV съезда ВЦСПС. Сейчас она директор профтехучилища.

Ныне в училищах работают 59 Героев Советского Союза и Героев Социалистического Труда – достойнейших представителей рабочей гвардии.

Дальнейшее развитие советской профтехшколы, перевод ее на подготовку рабочих высокой квалификации со средним образованием предъявляют новые высокие требования ко всем работникам училищ – в том, что касается их образования, идейно-политической, педагогической и инженерной подготовки, их общей культуры.

Сейчас в 27 вузах страны организована подготовка инженеров-преподавателей для профтехучилищ. В современных условиях для работы в средних профессионально-технических и технических училищах объективно требуется и качественно новый мастер производственного обучения, обладающий высокими общеобразовательными, педагогическими и профессиональными знаниями. Подготовка такого специалиста возможна только в высших учебных заведениях, что нашло свое отражение в последнем, августовском постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР.

Массовый приход в материальное производство тех, у кого за плечами среднее образование, предъявляет дополнительные требования не только к руководителям производственных комплексов, но и в целом к организации и условиям производства. М. И. Калинин в свое время с полным основанием говорил: «Тот факт, что в будущем лен будут трепать люди, окончившие десятилетку, пахать будут люди со средним образованием, это уже само по себе предопределяет то, что сами эти работы должны быть, так сказать, окультивированы». Результатом повышения образованности рабочего человека должен стать новый, более высокий уровень производства, грамотная, научно обоснованная организация трудовой деятельности. Динамика качественного роста экономики обретает новые импульсы.

Что можно сказать о техническом оснащении системы профтехобразования? В. И. Ленин мечтал о 100 тысячах тракторов для всей страны. В училищах сейчас имеется 46366 тракторов. Плюс к этому больше 150 тысяч сельскохозяйственных машин, включая комбайны. Богат у нас и станочный парк. Правда, к сожалению, есть еще и старые станки, годные лишь для отработки первоначальных навыков. Мы перешли к кабинетной системе преподавания. Те, кто побывает на ВДНХ, где в дни XVIII съезда ВЛКСМ начнет работу Центральная выставка научно-технического творчества молодежи, увидят интересные образцы таких кабинетов, созданных с участием воспитанников профтехучилищ.

Главное, что нас в плане технического оснащения волнует, – это проблема новейшего оборудования. В том, что касается сельхозтехники, дела обстоят хорошо. У нас есть и «К-701», и «Т-130», и «Т-140»... Вопрос вопросов – промышленное оборудование, особенно станочное. Его зачастую не хватает. Хотя, конечно, есть заводы, прекрасно оснастившие свои базовые ПТУ. Назову, к примеру, Московский автомобильный завод имени Ленинского комсомола или ЛОМО – Ленинградское оптико-механическое объединение. Стоят там по 200 с лишним станков последних лет изготовления.

Я думаю, что разумно и дальновидно поступают те руководители предприятий, которые первую партию нового оборудования отправляют в училище и, не теряя драгоценного времени, начинают готовить будущих рабочих. Вторую партию ставят на заводе – выпускники приступают к работе на станках, уже освоенных. Другой руководитель поступает иначе: ставит новые станки в цех, а потом нередко начинает сетовать, когда придут выпускники училищ, – работать, мол, некому, дайте мне подготовленных для работы на новом оборудовании людей. А где их взять, если он сам не позаботился, на чем этих людей учить?

В некоторых училищах наблюдается отставание и в технических средствах обучения. Например, не хватает тренажеров. А ведь сегодня, чтобы отработать, довести до автоматизма те или иные трудовые навыки и умение, обычных средств недостаточно. Мы ставим тренажеры, имитирующие условия производства, и на них учим ребят, скажем, управлять трактором, экскаватором, горной машиной, аппаратурой химического комбината и т. д.

И здесь, думаю, уместно напомнить, что училища профтехобразования занимаются производственной деятельностью. Но все ли представляют себе масштабы этой деятельности? Только в девятой пятилетке (учитывая практику учащихся в учхозах и мастерских) выпущено продукции на 4,5 миллиарда рублей! Производственная деятельность нашей системы будет расширяться, и мы рассчитываем на соответствующую помощь министерств и ведомств, с которыми вместе работаем.

Средства, которые вкладываются в профессиональное образование, дают самые высокие экономические – и не только экономические – «дивиденды». Подсчитано, что около одной трети ежегодного прироста национального дохода страна получает за счет повышения уровня образованности трудящихся. Но, повторяю, экономика – лишь одна сторона дела. Повышение уровня образования и квалификации способствует усилению социальной однородности советского общества, претворению в жизнь коммунистических идеалов.

Фридрих Энгельс писал: «Если буржуазия заботится о существовании рабочих лишь постольку, поскольку это необходимо, то не приходится удивляться, если она и образование дает им лишь в той мере, в какой это отвечает ее интересам». Любопытно вспомнить историю появления в России первой «приуготовительной к фабричным мастерствам школы». Историю эту рассказал в 1933 году журнал «Смена». Школу создали на Пресне, у Трех Гор, при ситцевой мануфактуре Прохорова в 1816 году. Вот какой договор должны были заключать с владельцами мануфактуры родители подростков, которых отдавали в кабалу:

«Тысяча восемьсот шестнадцатого года, мая 25 дня, я, нижеподписавшийся, Иван Андреев Хвостов, заключил сие условие с купеческими сыновьями бр. Прохоровыми в том, что отдал им малолетнего сына своего Василия в научение набойному мастерству и нужным для сего наукам на пять лет на всем хозяйском содержании со следующим при этом договором:

1. Сыну моему находиться у хозяев и мастеров в полном послушании, а в случае неповиновения имеют право его наказать.

2. Хозяйскую одежду сохранять в чистоте и целости, без позволения от двора не отлучаться; в кулачный бой не ходить, в карты и другие -интересные игры не играть.

3. В случае если последуют по болезни какие-либо прогулы, то после обучения за пропущенные дни отжить и отработать.

4. По обучении отжить и отработать хозяину пять лет безоговорочно, получая жалованье. За излишеством у себя народа предоставляется бр. Прохоровым передать сына моего другому достойному хозяину...»

Под договором стоят три креста. Все без исключения родители учеников были неграмотны. Красноречивая «визитная карточка» российского капитализма! Все здесь – и всевластие хозяев и бесправие рабочего человека. Такой жизненный порядок держался еще 60 лет назад в нашей стране, в эпоху, под которой навсегда подвел черту Великий Октябрь...

И вот совсем недавно читаем материалы, опубликованные в западногерманском бюллетене «Политиш-парламентаришер прессединст»: «Десять из одиннадцати неполных средних школ в Дюссельдорфе сообщили, что мальчики и девочки из выпускных классов в поисках места ученика на производстве часто работают у возможного хозяина «для испытания», не получая за это ни пфеннига...» Не современная ли это работорговля и нажива на нужде родителей и их детей?

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 августа 1977 года выделены вопросы, касающиеся роли и ответственности общественных организаций системы профтехобразования. Здесь нужно особо остановиться на нашем сотрудничестве с комсомолом. Оно охватывает практически все стороны работы – от подбора кадров до распределения выпусков. Организационно взаимодействие системы ПТО и комсомола подкрепляется тем, что членами наших комитетов на всех уровнях являются секретари обкомов комсомола и секретари ЦК ЛКСМ республик, в компетенцию которых входит подготовка рабочей смены. У нас заведен такой порядок: все секретари комсомольских организаций училищ, учащиеся и не учащиеся, освобожденные и не освобожденные, являются членами педагогических советов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены