Заветный камень

Иван Грамович| опубликовано в номере №538, октябрь 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Понял, сынок? - спрашивал Цуприян. - Ну, теперь давай, попробуй сам!

Цуприян не отрывал взгляда до тех пор, пока Алёша не повторял все его движения, весь его процесс работы.

- Ну вот... А теперь отдохни, - говорил Цуприян и, закуривая, добавлял: - Нелёгкая это работа, сынок... Но очень заметная. Кирпич к кирпичу, сотня к сотне - и, глядишь, дом готов. Потом он оштукатурится, оденется и наполнится жителями. Они там живут, учатся, работают... А? Приятно им, приятно и нам. Мы (построили им дом. С гордостью каждый вспоминает о своей работе. Вот она - смотрите, на виду... Люди высоко ценят нашу работу. А мы ещё в долгу, сынок, перед Родиной... Тяжело спине, рукам, но ясно на душе. Так хочется больше и больше работать...

Скоро юноша начал самостоятельно брать задания, а потом старый Цуприян предложил ему заключить договор на соревнование. Алёша стыдливо отказывался, но наконец дал согласие. Начали соревноваться учитель с учеником. Безусловно, Алёше было нелегко тягаться со старым рабочим, но он старался не отставать.

На всю жизнь юноше врезалась в память минута закладки заветного камня.

Есть традиция у каменщиков: дом должен закладывать известный мастер. С его опытной руки зачинается фундамент, на котором уже вырастает этаж за этажом. Каменщик Цуприян всегда приглашался к закладке заветного камня. Он рассказывал Алёше, как когда - то они закладывали Дом правительства. Старик присутствовал на закладке таких домов, которые будут стоять и переживут внуков, цуприяновых внуков. Это событие у каменщиков сопровождалось торжеством... Одним словом, первый камень закладывали на дно, как зерно в почву. Дом рос в небо, и хвала росла тому, кто первый основал здание. Алёша слушал Цуприяна и сам втайне думал, что только он, старый чародей - каменщик, имеет право на закладку первого камня. Алёша по - хорошему завидовал старому Цуприяну.

И вот у него ёкнуло сердце, когда неожиданно ему поручили заложить первый камень. Скоростным методом нужно было построить один жилой дом.

- Ну, сынок, хватит уже с меня, - сказал Цуприян. - Сегодня закладку я доверяю тебе. Надеюсь, что ты не подведёшь. Иди, Алёша, ты заложи этот дом.

... Вокруг собрались все строители. Бригадиры, каменщики окружили Алёшу, как врачи профессора перед важной операцией. Алёша надел новый фартук. И настал момент, когда все замолчали, смотрели на Алёшу. А он поднял серый обрубленный гранитный камень и понёс на угол будущего дома.

- Пусть стоит много лет, - шепотом сказал Цуприян, - и чтобы люди в нём счастливо жили...

- Чтобы всегда счастливо жили, - повторил Алёша и дрожащими руками опустил камень на свежий песок.

Строители загудели, работа началась.

С той поры Алёшу стали называть по фамилии - Доморад, а по мастеру - Цуприянов. Алёша Цуприянов!

Вот тогда - то он почувствовал то самое, что чувствовал сейчас, идя со знаменем впереди колонны.

Кто запевал песню, тот знает это неугомонное, большое чувство.

Сейчас он стоял около нового дома, украшенного праздничными флагами, портретами на балконах, увитых зелёными ветвями. Алёша пришёл посмотреть на новый дом. Он оставил друзей, обещал догнать их после того, как отнесёт переходящее Красное знамя. Он отнёс, но его потянуло сюда, где закладывал он заветный камень. Алёша гордо окинул взглядом дом. У открытого окна первого этажа, опершись на локти, сидел усатый человек. Взгляд Алёши встретился с его взглядом.

- Что, молодой человек, поглядываешь? - спросил усач.

«Приятно им жить в этом доме, приятно и тебе, строитель», - вспомнил Алёша слова Цуприяна.

- Я каменщик, - ответил Алёша и улыбнулся. - Мы строили этот дом.

- Вот оно как! - радостно воскликнул усач. - Зайди сюда, приглашаю, брат, к себе приглашаю.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Защита диссертации

Отрывок из романа «Предшественник»