Повесть о созидателях и творцах

А Ложечко| опубликовано в номере №538, октябрь 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

Книгу Вадима Сафонова «Земля в цвету» трудно отнести к какому - нибудь определённому жанру. По содержанию это - научно - популярное произведение; по форме увлекательная повесть, которая охватывает события двух столетий, в которой живут, ищут, борются десятки действующих лиц; по настроению, по своей взволнованной приподнятости эта вещь временами достигает выразительности поэтического произведения.

В. Сафонов повествует о тайнах растительного мира, тем самым раскрывая общие законы жизни на земле. Но он разбирает эти вопросы не отвлечённо, а в свете борьбы двух течений в биологии - материализма и идеализма. В своём вступлении к книге автор пишет:

«Бой закипал вокруг самых основ биологии. Через всю историю её, мы знаем, и раньше проходила борьба старого с новым, мёртвого с живым, идеализма с материализмом. Но никогда ещё не велась она с такой непримиримостью и уверенностью, и никогда не вмешивалась в теоретические разногласия практика такого размаха...»

Автор начинает свою книгу описанием Зелёной страны - растительного мира на земле. Он рисует различных представителей этого царства - от растений - гимнастов до безлистого саксаула, от не видимых глазом бактерий до деревьев - гигантов, от карликовой берёзы до растений - хищников. Из этого мира Сафонов выделяет слуг человека - культурные растения; злаки, плодовые деревья, овощи. Он указывает на рубеж, когда человек стал не только «разведчиком земли, но и её хозяином», коротко останавливается на истории земледелия и переходит к главной теме своего произведения - «науке о жизни, о том, как надо преобразовывать мир и пересоздавать живую природу. Имя этой науки - советская мичуринская агробиология».

Перед читателем одна за другой встают фигуры великих учёных, гениев человечества, которые проникли в тайны природы и раскрыли их. Одновременно В. Сафонов рисует и тех лжеучёных, которые вели упорную борьбу с истиной, пытались повернуть науку вспять.

Жизнь... Что такое жизнь? А отсюда что такое наследственность? Столетия этот вопрос волновал умы исследователей. Исчерпывающий ответ на него дал Чарльз Дарвин. который заявил: «Жизнь - это изменения». Около ста лет тому назад Дарвин впервые высказал мысль об изменениях организмов в результате естественного отбора, под влиянием условий существования.

Это было великое открытие, которое потрясло основы не только науки о жизни, но и всё миросозерцание современного Дарвину общества. «Даунский отшельник» - так называли Дарвина современники - нарушил представление о живом мире как о совокупности неподвижных, застывших форм и показал его в развитии, в движении. Это разрушало идеалистические основы биологии и открывало путь материализму.

Против Дарвина восстали схоласты, догматики, которые, иногда даже прикрываясь его именем пытались опровергнуть эволюционную теорию развития жизни на земле.

Движение неодарвинистов относится к началу нынешнего века. Они вытащили на свет покрытые пылью мемуары одного монаха который жил в прошлом веке.

Вот перед нами тёмная фигура обрюзгшего прелата с квадратным черепом и тяжёлым взглядом. Это настоятель монастыря Грегор Мендель. Он знаменит тем, что попытался многообразные и живые законы наследственности втиснуть в отвлечённый, схоластический закон, основанный на неизменной арифметической пропорции.

И его идейный соратник Вейсман также объявил о незыблемости законов наследственности, о том. что все живые организмы состоят из вещества реального, телесного и невидимого, зародышевого, несущего неизменные наследственные зачатки. Так Вейсман пытался вновь покрыть мистической тайной основной закон жизни - закон продолжения рода.

Вот американец Томас Гент Морган, который заявил, что живые организмы - это лишь оболочки для неизменных наследственных зачатков - ген. Это было преклонение перед роком наследственности.

И именно наша страна, Россия, стала второй родиной дарвинизма, потому что наши замечательные учёные Тимирязев, Мичурин. Лысенко оказались не только верными последователями Дарвина, но творчески развили его учение и на этой основе сделали такие открытия, которые дали человеку власть над природой, дали ему возможность не только познать её законы, но стать созидателем, творцом.

Сафонов рассказывает о Клименте Аркадьевиче Тимирязеве, который ещё в конце прошлого столетия выступил как пропагандист и творческий продолжатель идей Дарвина. Отважный борец за истину, блестящий лектор, выдающийся учёный, демократ, который считал, что «наука должна сойти со своего пьедестала и заговорить языком народа», - таков облик Тимирязева, нарисованный рукою художника.

Продолжая и творчески переосмысливая учение Дарвина, Тимирязев пропагандировал науку будущего и дал ей название «экспериментальная морфология» - наука о преобразовании человеком живых форм.

Одну из глав своей книги Сафонов посвящает великану русской науки - Ивану Владимировичу Мичурину.

Автор рисует беспримерную жизнь этого выдающегося учёного его высокий патриотизм, неутомимое, бескорыстное служение науке. Сафонов рассказывает, как, меняя условия жизни растения, замечательный учёный в корне менял и его наследственные признаки. Так. Мичурин разбивал рассуждения вейсманистов - морганистов о неизменности наследственных признаков.

«Дарвин объяснял эволюцию Мичурин творил её.

Это был новый, важнейший этап в развитии всей биологической науки...

... Открытые Мичуриным глубочайшие законы, правящие развитием живых существ, дали возможность направленно переделывать их. Лепить наследственность.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Фредерик Шопен

К 100 - летию со дня смерти

Молодая Болгария

На выставке «Болгарская молодежь в борьбе за социализм»