Застава

Андрей Бенюх| опубликовано в номере №1464, май 1988
  • В закладки
  • Вставить в блог

...Утро выдалось теплым, солнечным. Вновь к системе на предельных скоростях выезжала тревожная группа, возвращались и заступали в наряд пограничники, сменялись наблюдатели на вышке. Готовая к отражению возможного нападения и одновременно охраняющая государственную границу, застава жила своей обычной жизнью. А вдоль бронетранспортера, взобравшись на трехколесный велосипед, катались оба сына Будника — Димка и Володя. Максимум удаления от дома — десять метров, друзья — ребята-пограничники, их собачки-овчарки и лошадки. Эти двое мальчишек да их мама Ирина — вот и все гражданское население заставы.

Мы стоим с Виктором на самом краю нашей земли, впереди — Афганистан. Днем тут тихо, лишь редко-редко громыхнет отдаленный взрыв, и облако оседающей пыли долго покачивается, чуть перемещаясь на ветру. Зато ночью в лакированный до звездного блеска свод проливаются с грохотом ярчайшие краски — зеленые трассеры струятся ввысь. Порой их обрывают, словно удары гигантского хлыста, вспышки, и через секунду долетает звук разрыва.

Возможно, воюют конкурирующие банды или группировки контрабандистов сражаются за сферы влияния, возможно, просто идет война. Как она идет, не умолкая, вот уже восемь лет. Все возможно...

Хозяин этих мест — Аскери и его мулежи-охранники, афганские белуджи, проживают здесь и контролируют крупный участок территории, примыкающей к СССР. Сам Аскери теперь лоялен к кабульскому правительству, которое его вооружило и дало запасы продовольствия. Одновременно Аскери — один из крупнейших торговцев наркотиками на севере Афганистана, и это дает ему основной доход. Парадоксы и реалии войны налицо и тут.

— У контрабандистов выработалась челночная тактика, — объясняет Будник. — Если замечают пограничники, они уходят с нашей территории в Иран, если обнаруживают иранские жандармы, перескакивают через речку Тедженку к нам. Последнее крупное столкновение с контрабандистами произошло как раз вот в этом месте.

— Виктор, как они выглядят, эти контрабандисты?

— В отличие от чабанов или крестьян вполне модные ребята: джинсы, кроссовки, чистые сорочки, дутые куртки-безрукавки с карманами для магазинов и гранат. Ну и, конечно, автомат. Наркотики в мешках они транспортируют на ишаках или лошадях и если прорываются, то обратно в тех же мешках тащат деньги.

У Виктора Будника — две медали: «За боевые заслуги» и «За отличие в охране государственной границы СССР». Мы не ехали к нему специально, но так' уж совпало, что в один из дней нашего приезда на заставу ему был вручен орден Красной Звезды.

— Дело было так: обнаружили мы контрабандистов. В зарослях они пытались спрятать лошадей, навьюченных мешками, и вечером, судя по

всему, готовились двинуться по нашей территории далее, чтобы затем углубиться в Иран. Я был одним из руководителей по захвату и уничтожению этой группы. Заметив нас, они открыли автоматный огонь и ринулись к реке. Двоим удалось перебраться на тот берег и открыть огонь с сопредельной территории, третий контрабандист был убит при входе в Тедженку. У нас потерь не было, на месте перестрелки обнаружили солидную партию наркотиков: в основном опиум-сырец и героин. Автоматы, гранаты, боекомплект. Вот, пожалуй, и все...

Нам оставалось провести на заставе последнюю ночь. Произведя боевой расчет, Виктор зашел в землянку, неторопливо снял новенький орден. В кружке с чаем пять красных граней ордена были еле видны. Что ж поделаешь, сухой закон на границе не подвластен даже вековым традициям русских офицеров. Вслушиваясь в дальнюю ночную канонаду, каждый из нас сделал по большому глотку. Чай был крепкий, терпкий, с горчинкой, какого никто из нас, гражданских, ранее не пивал.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены