Защита диссертации

С Заречная| опубликовано в номере №538, октябрь 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

Устрялов мрачно молчал. Неприятностей после этого злосчастного диспута не миновать. Вчера, возвращаясь из Павловска в Петербург, он встретил в поезде министра народного просвещения Норова.

- Что вы наделали! - едва ответив на его приветствие, набросился на него министр. - Как вы могли пропустить диссертацию Чернышевского? Ведь это - полнейшее отрицание искусства изящного. Помилуйте, Сикстинская мадонна - и Форнарина - итальянка - натурщица. К чему же сводится искусство? Это невозможно! Невозможно!

- Но что же делать, ваше высокопревосходительство? - упавшим голосом говорил Устрялов. - Диспут уже назначен и завтра должен состояться.

- Отменить! Остановить всё это! - сердито пробормотал министр и отвернулся.

Легко сказать - отменить после того, как утвердили. Не может же факультет оказаться в положении гоголевской унтер - офицерской вдовы, которая сама себя высекла! Норов прекрасно понимал это. Но неприятности всё - таки будут.

А бледный юноша со спокойной, иронической улыбкой на тонких губах продолжал бросать в аудиторию свои тезисы, от которых вдребезги разлетались привычные старые понятия.

«Галёрка» вдоль стен и на подоконниках слушала не дыша, с блеском восхищения в глазах, а когда он кончил, аплодисменты хлынули, как вода из прорванной в половодье плотины. И напрасно надрывался председательский колокольчик.

На кафедру поднялся Никитенко. Его живые, обычно приветливые глаза глядели теперь озабоченно. Щёки слегка обвисли, и сник непокорный хохол, всегда победоносно торчавший над седеющей его головой. Надо было спасать положение, создавшееся здесь - он это сознавал - по его собственной оплошности.

- Появление диссертации, которая широко ставит вопросы искусства, надобно приветствовать...

Одобрительный гул прокатился по аудитории. Попечитель граф Мусин - Пушкин сердито крякнул и выпятил дряблую нижнюю губу.

- Нет необходимости подвергать критике ту систему философских воззрений, которых держится автор диссертации. Искусство благодаря многообразию его видов и форм допускает истолкование с самых различных точек зрения. Важно только, чтобы диссертация была шагом вперёд сравнительно с предыдущим ходом работ в этой области и чтобы метод логических построений был правилен и научен.

Мягкий и вкрадчивый баритон профессора, лаская слух, не проникал в сердца. Молодёжь слушала напряжённо и недоверчиво. Попечитель беспокойно ёрзал в кресле. Профессора перешёптывались неодобрительно.

И, чувствуя тщету своих усилий, Никитенко поспешил расписаться хотя бы в собственной благонамеренности:

- В философском отношении аргументация диспутанта не вполне убедительна, так как существующая эстетическая теория незыблемо установила идеальные цели искусства, поднимающие его над действительностью на недосягаемую высоту и обеспечивающие за ним то превосходство, которое имеет дух над материей.

Никитенко сошёл с кафедры и вытер фуляром лоб. Вывернулся. Приветливые украинские глаза его лукаво искрились. Но Мусин - Пушкин подозвал его к себе и с хмурым видом начал ему выговаривать.

- Что? Опять хлопают? - Никитенко обернулся. - А! Этот несносный Чернышевский, наделавший столько хлопот, уже снова на кафедре!

Да, он признаёт, его диссертация слабо аргументирована. Но слабость этой аргументации зависит не от него. В нашем обществе господствует рабское преклонение перед старыми, давно пережившими себя мнениями, которые приобретают характер непогрешимых авторитетов. Нас слишком пугает дух свободного исследования и свободной критики, которая по природе своей не знает преград для своего действия.

- Каков! - прорвало опять Сераковского. - Вы слышите, Шелгунов, вы слышите?

- Между тем в России свободная критика наталкивается на целый ряд предметов, которые она должна обходить молчанием, хотя эти предметы представляют собой не что иное, как предрассудки и заблуждения.

Дерзостные слова победоносно входили в сознание, голос, резкий, властный, уверенный, и хлестал и звал за собой.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Молодая Болгария

На выставке «Болгарская молодежь в борьбе за социализм»