Загадка Леонардо

Борис Зернов| опубликовано в номере №1146, февраль 1975
  • В закладки
  • Вставить в блог

Два с лишним года тому назад «Смена» познакомила читателей с дипломным фильмом студента ВГИКа Бориса Загряжского, героем которого была... электронно-вычислительная машина. А сегодня мы представляем первый фильм уже дипломированного режиссера Бориса Загряжского, и снова героем его стала ЭВМ.

ЭВМ помогает искусствоведу найти портрет несравненного Леонардо да Винчи. ЭВМ помогает архитектору выбрать оптимальный вариант застройки таллиннской улицы. ЭВМ моделирует движение заряженных частиц в магнитном поле. ЭВМ показывает астроному рождение и эволюцию галактики... Трудно перечислить все области знания, все научные проблемы, где на помощь человеку приходит электронный мозг.

Это о нем – полноправном участнике в познании множества аспектов современной науки – фильм «Компьютер и загадка Леонардо».

Собственно «загадка Леонардо» – лишь предлог для того, чтобы показать на экране поистине неограниченные возможности машины. Но до чего же увлекателен этот «предлог»!.. История сохранила нам автопортрет Леонардо – профиль старика, исчерченный сеткой пропорций. А как выглядел ученый и художник тогда, когда он создавал лучшую свою работу – «Джоконду»? Может ли быть. чтобы на этюде «Апостол Варфоломей» к фреске «Тайная вечеря» художник изобразил самого себя? Поиски ответа на этот вопрос – сюжет фильма Бориса Загряжского. Электронно-вычислительная машина дарит нам еще один портрет Леонардо – машинный, где черты лица художника идентичны чертам апостола. А стало быть, ответ найден, и он именно таков, какого ждали исследователи.

С помощью этой – почти детективной! – истории режиссер рассказывает нам о компьютере и о людях. О людях, которые работают с «компьютером, и о людях, которые его создают. Человек сегодня стремится максимально приблизить машину к себе, научить ее слышать, читать, говорить, чертить, рисовать, как бы полностью материализуя собственную мысль. Иными словами, сегодня человек создает ЭВМ по своему образу и подобию, чтобы вести с ней диалог, как говорится, на равных. А если точнее, то это даже не столько диалог, а скорее монолог с самим собой – через посредство машины, – монолог, который позволяет нам глубже познать не только исследуемые явления, но и самого себя, изменить наше воображение, увидеть невиданное, невообразимое. Как бы присваивая себе право самой биологической эволюции, человек сегодня создает в машине некое никогда еще не бывшее существо. Оно думает, решает, анализирует, и знакомство с ним интересно для каждого, кто увидел фильм «Компьютер и загадка Леонардо».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены