За власть советов

П Дыбенко| опубликовано в номере №297-298, сентябрь 1937
  • В закладки
  • Вставить в блог

Накануне

На подступах Петрограда, с яростью защищая цитадель революции от нашествия покорных немецкому кайзеру эскадр, гордо, с криками «Вся власть советам!» умирали в неравной морской битве балтийцы-моряки.

В последний раз содрогнулся после выстрела из носовых башен броненосец «Слава». Весь продырявленный в неравном бою, он медленно погружался в холодную морскую пучину. Германская эскадра приблизилась к наполовину затопленному броненосцу и открыла ураганный огонь. Броненосец молчал. Команда уплывала от бурлящей воронки... На 40 - 50 кабельтовых к геройски гибнущему броненосцу подошли немецкие миноносцы. Казавшийся мертвым, гордый великан дал последний залп по миноносцам. Три комендора остались до конца. Потопив немецкий миноносец, они взорвали машины и, жертвуя своей собственной жизнью, телом броненосца закрыли фарватер немецким эскадрам.

Не стало и быстроходного миноносца «Гром», который в июльские дни шел полным ходом из Гельсингфорса в Петроград с делегацией балтийцев-моряков, с гордо развевающимися на стеньгах лозунгами «Вся власть советам!»

Один за другим, израненные, с пробоинами и пластырями, выходили из строя крейсеры и миноносцы, спеша в базы, чтобы залечить свои раны и снова быть готовыми к бою, на этот раз на два фронта: против внешних и внутренних врагов Великой пролетарской революции.

После восьмидневного боя постепенно смолкал гул орудий и рассеивался пороховой дым над безбрежной ширью Балтийского моря.

В минуты, когда от разрыва многочисленных снарядов взлетали в воздух пенистые глыбы морской воды, когда разорванные в клочья тела моряков погружались в холодную пучину, желто-предательская пресса с бешеным свистом оплевывала героев, называя их изменниками и предателями «родины». Правительство Керенского с жадностью и злобой ждало гибели Балтийского флота.

С тяжелыми потерями отходил Балтфлот на вторые оборонительные позиции, потеряв укрепленные острова: Эзель, Даго, Моон, Вормс - и несколько геройски погибших кораблей. Но эти потери ни на одну секунду не поколебали веру моряков в свою боевую мощь и победу над всеми врагами революции. Еще теснее сплотились моряки вокруг большевиком: у всех на устах было имя Ленина.

Немецкие эскадры, понесшие еще большие потери, не посмели вторично атаковать Балтийский флот. Отбив атаки кайзеровскою флота, Балтфлот готовился к походу на Петроград, на помощь питерским рабочим и революционным полкам.

11 октября в Петрограде открылся Северный областной съезд советов, на который съехались представители армии, флота и многих заводов. Съездом руководили товарищи Сталин и Свердлов. Съезд выслушал истинный голос армии, флота и рабочих и сделал смотр вооруженным и организованным силам, поднявшим знамя борьбы за передачу всей власти советам. На съезде был избран Северный областной комитет, ставший генеральным штабом подготовки и руководства боями против сил контрреволюции. В состав областного комитета вошли товарищи Сталин, Дзержинский, Володарский, Антонов-Овсеенко и др. Вошел и я, с тем чтобы находиться в Гельсингфорсе - базе Балтфлота.

Мы стояли у порога величайших исторических событий.

Великий Октябрь

Началась вторая половина октября. В Финляндии наступила осень.

С каждым днем все настойчивее и настойчивее несутся запросы с кораблей:

«Когда же? Не отложили ли еще?»

Хотелось как можно скорее ринуться в бой, пока не наступили холода, пока крепкие льды не сковали воды залива, пока свободен морской путь для кораблей.

Все было готово к выступлению, и ждали только сигнала.

«Что же медлите? Скоро ли? Когда же?..»

Ответ был один: «Ждем приказа».

Ждем и мы.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены