Вслед за ячменным зерном

Илан Полоцк| опубликовано в номере №1256, сентябрь 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мы спустились в дежурку, и я попросил Игоря расшифровать составные части формулы, в соответствии с которой ему было присуждено звание лауреата премии Ленинского комсомола: в Постановлении Бюро ЦК ВЛКСМ о присуждении премий Ленинского комсомола в области производства за 1978 год было сказано, что Игорь Иванович Кудлай в числе других молодых рабочих отрасли этой премии удостаивается «за высокие достижения в труде, инициативу в социалистическом соревновании, изыскание и использование резервов повышения эффективности и качества производства».

– Когда я пришел на завод, – неторопливо подбирая слова, стал рассказывать Игорь, – о достижениях не могло быть и речи. Шла доводка и наладка недавно пущенного предприятия, приходилось работать и по две и по три смены: все настраивать, налаживать, переделывать. Моим наставникам, которыми я считаю Леона Яновича Папе и начальника цеха Станислава Болеславовича Цакулиса, пришлось немало со мной повозиться. Еле-еле вытягивали план. А теперь... вы же видели цифру. У наглей бригады даже один день остается на профилактику. Слова «высокие достижения», согласитесь, можно понимать по-разному. Я понимаю их так: мы работаем стабильно, с перевыполнением плана, у нас нет штурмовщины. И еще, несмотря на то, что на заводе трехсменная работа, у нас практически нет текучки, сложился дружный коллектив.

– Это и обеспечивает успех в соревновании?

– О, тут у нас такая борьба идет! – засмеялся Игорь. – Начальство порой и не знает, кому отдавать предпочтение! Но если в позапрошлом году мы только один квартал занимали первое место, то в прошлом – уже три квартала. По каким показателям оценивается место? Во-первых, качество...

– У бригады Кудлая оно только хорошее, – подхватывает нить разговора Станислав Болеславович. – Даже очень хорошее. Строго говоря, его можно было бы назвать отличным, но... Это зависит от качества сырья. Далее – план. Ну, об этом вы уже знаете: постоянная стабильность перевыполнения. Высокий уровень промсанитарии: на полу, образно говоря, хоть обедать можно... Вот Игорь недавно внес рационализаторское предложение, которое позволило улучшить качество продукции. Что еще? Ах, да. нарушения дисциплины... Таковых не имеется.

О своем участии в общественной жизни предприятия Игорь скромно умолчал, и потом уже я узнал, что он является заместителем председателя совета мастеров, принимает регулярное участие в Днях мастера, а на конкурсах мастеров (нечто вроде внутризаводского производственного КВН) команда, возглавляемая Игорем Кудлаем, всегда дает четкие и глубоко продуманные ответы. Стоит еще упомянуть, что он был и ответственным редактором выпусков «Комсомольского прожектора» и наставником в подшефном классе.

В бригаде четыре специальности – сепараторщик, обойщик, рассевной и рушаль. Так вот, каждый из членов бригады владеет двумя-тремя специальностями, а Лида Козлова, рушаль 6-го разряда, может заменить любого выбывшего члена бригады. Понимая, что технике не прикажешь

работать быстрее, чем это ей положено по инструкции. Игорь Кудлай все внимание обратил на то, чтобы его бригада действовала с точностью и безотказностью хорошо выверенного механизма. Могут заболеть два члена бригады из шести – перебоев в ритме не будет. Сокращены внутрисмен-ные простои: бригада и сама ухаживает за оборудованием и помогает делать капитальный ремонт своих машин.

– Я слышал, Игорь, что на предприятии работает целая династия Кудлаев.

– Ну, не совсем династия, – улыбнулся Игорь. – Вот, кстати, познакомьтесь: рассевная из нашей бригады Нина Сергеевна Филиппова... Это моя мать. Галя – сестра...

– Такую семейственность мы только приветствуем, – засмеялся Цакулис, а я осторожно осведомился, не мешают ли внутрисемейные отношения авторитету бригадира, на что Игорь искренне удивился: «Зачем же мешать? Мы ведь дело делаем...»

В одно из моих первых посещений комбината, когда я только познакомился с Игорем, меня провожал до ворот предприятия Станислав Болеславович Цакулис. Игорь побежал в детский сад за сыном Дениской.

Шел легкий теплый дождик, мы прыгали меж луж, и я слушал, как Цакулис, знающий Игоря с первых шагов на предприятии, рассказывает то, что сам Игорь скорее всего не знает о себе.

– Лауреат – о. это очень высокое звание. Но не надо думать, что он обязательно должен быть такой... большой и высокий. – И Цакулис, вскинув руки, изобразил лавровый венок на голове «большого и высокого» лауреата. – Он должен быть одним из нас. Самым лучшим. Но таким, чтобы до него могли дотянуться все остальные. В нашей отрасли Игорь именно такой. Он отлично работает. Говорить об этом приятно. Он не загордится, не задерет нос. Он все правильно понял. Звание лауреата – это только аванс. Его еще надо отрабатывать. И он это делает.

...Закончив очередной обход всех пяти этажей – все нормально, сбоев нет, – Игорь распахнул узкую железную дверь в дальнем конце цеха, и мы неожиданно очутились на небольшом железном балкончике, повисшем над огромным двором. Просторная чистая площадь была пуста и недвижна; от нее волнами шло легкое тепло.

Игорь стал рассказывать, как в будущем расширится предприятие, где поднимутся новые цехи, стояки элеваторов и хлебопекарня и откуда вереницей потянутся колхозные машины, в кузова которых из горловин бункеров потекут струи комбикормов; прищурившись, он по-хозяйски расставлял по местам еще только проектирующиеся коробки цехов, и я думал, что Станислав Болеславович действительно хорошо знает своего недавнего воспитанника.

– Я помню, сколько хлопот доставлял он нам в свое время. Он многого не понимал. А потом понял самое главное – это его работа, он для нее создан, а она – для него. Он работает красиво и... вкусно – можно так сказать? Он чувствует зерно. Пальцами, всем организмом, каким-то шестым чувством. Мы рады этому. Наша работа – одна из самых древних на земле. И она стоит на таких, как Игорь...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Дилижанские встречи

С секретарем Центрального Комитета ЛКСМ Армении Фриком Мкртчяном беседует специальный корреспондент «Смены» Валерий Евсеев