Дилижанские встречи

Валерий Евсеев| опубликовано в номере №1256, сентябрь 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

С секретарем Центрального Комитета ЛКСМ Армении Фриком Мкртчяном беседует специальный корреспондент «Смены» Валерий Евсеев

Дилижан – небольшой городок в северной Армении, известный в основном своим курортом и лечебной минеральной водой, состав которой выражается длинной, в целую строчку, химической формулой. Но в последнее время имя его стало все чаще звучать в разговоpax людей, совсем еще не нуждающихся в услугах бальнеологической здравницы.

Встречаясь с молодыми деятелями культуры республики, непременно услышишь: «Когда я третий раз был в Дилижане...», «Мы с ним в Дилижане познакомились...», «В Дилижане мы решили...». Секрет популярности курортного городка среди творческой молодежи Армении прост: это место проведения ежегодных встреч молодых художников, артистов, композиторов, литераторов... И вряд ли сегодня заседание любой творческой организации в Армении может пройти без ссылки на Дилижан,

Вот почему, начиная разговор, я попросил Фрика Ашотовича Мкртчяна рассказать о целях и задачах, которые ставил ЦК комсомола республики, организовывая дилижанские встречи, о значении этих встреч.

– Нынешней весной представители творческой молодежи Армении в двенадцатый раз собрались в Доме творчества композиторов, который находится в Дилижане. С предложениями предоставить свои дома для проведения встреч обращаются к нам и другие творческие союзы, но Дилижан стал уже не просто традицией, он стал своего рода символом творческой жизни молодой художественной интеллигенции республики. «Изменить» Дилижану – значит хоть косвенно, хоть формально, но подвергнуть сомнению тот дух, ту атмосферу откровенности, поиска, которые характерны для дилижанских встреч.

Здесь молодые музыканты, художники, литераторы, кинематографисты, актеры и архитекторы совместно с ведущими мастерами искусств, руководителями министерства культуры, творческих союзов, комсомольскими работниками подводят итоги сделанному, обсуждают свои планы, намечают, как говорится, новые рубежи. Потом эти планы рассматриваются и утверждаются на заседаниях Бюро ЦК комсомола, коллегии министерства, правлений творческих союзов. Таким образом «дилижанские задумки» приобретают статус совместной программы творческой деятельности на предстоящий год.

Однако это только одна сторона значения встреч в Дилижане. Не менее важной представляется и другая, не имеющая итогового документального выражения, но весьма плодотворно сказывающаяся на самой атмосфере жизни молодых. Весенняя неделя в Дилижане – это неделя беспрестанных споров, столкновения мнений, поиска ответов на сотни вопросов... Собственно говоря, ради этого Центральный комитет комсомола республики и выступил с инициативой проведения регулярных встреч творческой молодежи.

Выражение «в спорах рождается истина» стало бесспорной истиной уже само по себе. Но от того, на каком уровне и как ведется спор, зависит и «удельный вес» рожденной истины. Вот почему мы решили вытащить молодого художника со «сквознячка» (так называют у нас маленькие кафе), где, окруженный приближенными почитателями, проповедовал он порой свои взгляды на искусство. Если тебе есть что сказать, чем поделиться, о чем поспорить – Дилижан к твоим услугам. Здесь ты можешь с открытым забралом скрестить мнения и с коллегами-сверстниками и с именитыми, признанными мастерами. Разумеется, процесс «добывания» истины в таких профессиональных, порой нелицеприятных, но всегда принципиальных спорах несравненно сложнее и труднее «сквознячкового», где немые поклонники-дилетанты жадно ловили каждое слово «непризнанного гения», но, как говорится, тем дороже и ценнее добытая истина. И самый главный результат таких открытых обсуждений – мы сумели развенчать бездарных болтунов-демагогов и действительно помочь тем, чей талант нуждается в поддержке.

Неделя в Дилижане – это еще и новые знакомства, новые творческие контакты служителей разных муз. При каждом творческом союзе существуют свои советы по работе с молодыми, которые проводят большую и плодотворную работу, но мы считаем, что необходимо и такое широкое, «вневедомственное» общение между собой различных категорий творческой молодежи. Оно позволяет комплексно, «всем миром» решать актуальные и подчас непростые вопросы культурной жизни.

Нынешняя встреча в Дилижане была особой. Мы высоко ценим внимание и поддержку СТМ ЦК ВЛКСМ, которые он оказал нам, проведя свое выездное заседание в Армении.

– На мой взгляд, выбор места этого выездного заседания связан с тем, что в вашей республике действительно накоплен очень интересный опыт работы по эстетическому воспитанию молодежи. Опыт, который должен стать достоянием всех. В связи с этим хотелось бы узнать, что вы считаете главным в работе республиканской комсомольской организации с творческой молодежью.

– В основе воспитательной работы нашей комсомольской организации с творческой молодежью лежит задача максимально приблизить ее к жизни трудового народа, привить потребность служить своим творчеством делу партии, делу коммунизма.

Как известно, решающая роль в развитии таланта художника, в развитии мастерства принадлежит

его мировоззрению. Мысли о жизни, которые писатель, художник, композитор воплощают в своих произведениях, те идеи и чувства, которые они вкладывают в них, не даны от рождения. Духовному формированию творческой личности, повышению ее идейно-нравственного потенциала мы уделяем основное внимание.

Центральный комитет комсомола Армении совместно с творческими союзами, учреждениями культуры разработал и осуществляет большой комплексный план мероприятий, способствующих формированию марксистско-ленинского мировоззрения, повышению общественно-политической активности творческой молодежи. Кроме традиционных форм этой работы, таких, как создание в крупных творческих организациях базовых кружков комсомольской политучебы, проведение семинаров-совещаний по актуальным вопросам развития нашего общества, важное значение мы придаем созданию условий, помогающих молодому художнику воочию увидеть то, что называется трудовыми буднями, лучше узнать жизнь рабочего класса, крестьянства. Особенно активизировалась эта деятельность после постановления ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью». За последние три года в нашей республике удвоилось число молодых творческих работников, которые по путевкам комсомольских организаций, творческих союзов, редакций побывали на ударных комсомольских стройках, выступали с творческими отчетами на промышленных предприятиях, в колхозах и совхозах республики, стали инициаторами передвижных выставок, диспутов, проведенных в рабочих коллективах.

Должен сказать, что маршруты наших молодых художников, композиторов, литераторов, артистов не ограничиваются границами республики. Большая дружба связывает молодых представителей нашей творческой интеллигенции со строителями Западного участка БАМа, где трудятся посланцы комсомола Армении. Частые гости там наши агитбригады. Не так давно в Звездном открылась постоянно действующая галерея работ, подаренных строителям молодыми художникам Армении, выпущена грампластинка «Песни о БАМе», явившаяся результатом поездки композитора Брама Григоряна, а документальная повесть «Приближающийся океан и удаляющиеся люди» Меружана Тер-Гуланяна была в прошлом году отмечена премией Ленинского комсомола Армении.

– Фрик Агиотович, наряду с премией комсомола республики у вас присуждаются и ежегодные премии...

– В 1977 году ЦК ЛКСМ Армении совместно с Министерством культуры, Госкомиздатом, Госкино Армянской ССР, творческими союзами и обществами Армении учредил премии за лучшую работу года в различных областях искусства. Присуждение этих премий позволяет нам более оперативно оценивать достижения текущей художественной жизни и тем самым стимулировать ее развитие в нужных направлениях. Говоря о «нужных направлениях», я отнюдь не хочу, чтобы меня поняли прямолинейно: дескать, присуждаются премии за произведения лишь на производственную тематику. Несомненно считая, что тема трудового воспитания – одна из важнейших для молодых деятелей литературы и искусства, мы, разумеется, далеки от желания установить им какие-то тематические рамки. Художник волен в выборе «объекта исследования» своего произведения. Пусть на полотне живописца будет изображен просто натюрморт – это его право, но пусть этот натюрморт будет произведением подлинного искусства, которое способно разбудить в человеке чувства, делающие его выше, чище, сильнее... Быть на уровне требований эпохи – вот что мы понимаем под «нужным направлением» развития творчества.

Важно отметить и то, что лауреатами премии за лучшую работу года могут стать не только профессиональные мастера искусств. Так, например, одним из первых победителей ежегодного конкурса в области живописи стал художник-самоучка Размик Арзуманян.

– Понятие профессиональности и самодеятельности в сегодняшнем искусстве – вопрос очень тонкий. Бывает, что коллектив художественной самодеятельности выступает значительно профессиональней (в хорошем смысле этого слова), нежели иной ансамбль филармонии...

– Согласен с вами и могу привести немало тому примеров: камерный оркестр Ереванского политехнического института, ансамбль танца Дворца культуры алюминиевого завода...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены