Война в воздухе

И Михайлов| опубликовано в номере №343-344, июль 1941
  • В закладки
  • Вставить в блог

В августе прошлого года над Лондоном и на подступах к этому девятимиллионному городу развернулись грандиозные воздушные бои.

В течение трех месяцев (август - октябрь) сотни фашистских самолетов почти непрерывно, днем и ночью, штурмовали город.

Огромные воздушные силы бросали немцы на столицу Англии, но все же «бой за Лондон» был ими проигран.

В первые дни немцы бросали на Лондон плотно сомкнутые соединения бомбардировщиков, напоминающие пехотную колонну в строю. Девяносто бомбардировщиков выстраивались в шесть рядов по пятнадцать машин в каждом. С флангов бомбардировщики охранялись жидкими цепочками истребителей. Немцы считали, что комбинированная огневая мощь бомбардировочного соединения окажется достаточной для отражения неприятельских истребителей. Этот расчет не оправдался. Английские истребители применяли следующий маневр против строя «прямоугольника». Часть эскадрильи набрасывалась на малочисленный конвой и завязывала с ним воздушный бой, при этом английские истребители старались оторвать неприятельские истребители от бомбардировщиков. Разрыв между ними вырастал с катастрофической быстротой. Сказывалась пятисоткилометровая скорость истребителей и трехсоткилометровая скорость бомбардировщиков, продолжавших свой путь. Через две - три минуты воздушного боя уцелевшие истребители уже оказывались на расстоянии пятидесяти километров от бомбардировочного соединения. А в это время сверху, на голову бомбардировщиков, сваливалась «воздушная засада» - основные силы истребительной эскадрильи.

Гитлеровцы скоро убедились, что бомбардировщики нуждаются в усиленном конвое. Пропорции резко изменились. Если в августе сорок бомбардировщиков сопровождались двенадцатью истребителями, то уже в сентябре на один бомбардировщик часто приходилось до пяти истребителей.

Тяжелые потери во время дневных налетов заставили немцев непрерывно менять строй воздушных соединений.

Чтобы не дать возможности английским истребителям отрывать конвой от бомбардировщиков, немцы стали применять для конвоя известный со времени первой империалистической войны оборонительный строй истребителей, так называемую «карусель». Истребители уже не летали гуськом (кильватерной колонной), а кружились по кольцу, передвигаясь в то же время вперед. Их путь представлял собой сильно растянутую спираль.

«Карусель» позволяла каждому истребителю защищать самое уязвимое место своего товарища - хвост самолета. Она давала как будто возможность общими усилиями отбивать атаки вражеских истребителей, не отрываясь при этом от сопровождаемых бомбардировщиков.

Теперь над «прямоугольником» или «ромбом» бомбардировщиков кружилась сверху большая «карусель» истребителей, а с флангов - две «карусели» поменьше.

Но кольцевая защита не лишена и недостатков: истребители вынуждены летать на максимальной скорости, чтобы, описывая круги над охраняемыми бомбардировщиками, вместе с тем не отстать от них. У них быстро истощается запас горючего. К тому же «карусель» все равно оказалась недостаточной защитой. Английские истребители, набрав высоту, пикировали вниз на бомбардировщики через кольцо «карусели».

Один английский истребитель, по словам английской печати, придумал остроумный контрманевр против «карусели».

Ему было известно, что немцы летают всегда в направлении часовой стрелки. Спустившись вниз до уровня «карусели», английский истребитель пронесся вокруг нее, но против часовой стрелки. Будучи совершенно спокойным за свой хвост, он успел сбить шесть истребителей врага.

Итак, «карусель» оказалась недостаточным прикрытием для бомбардировщиков.

Появился новый строй - «коробочка». Над бомбардировщиками летали уступами в три слоя три оплошных соединения («ромбы») истребителей. Сверху бомбардировщики были надежно прикрыты. Тогда англичане выдвинули контрманевр. Они пикировали перед носом у бомбардировщиков, заходили снизу, били по незащищенным «брюхам» бомбардировщиков, делали боевые развороты и выходили им во фланг. «Коробочка» рассыпалась, и компактный строй превращался в беспорядочную схватку, или, как говорят англичане, в «собачью свалку».

На смену «коробочке» появился «слоеный пирог». Три цепочки бомбардировщиков, летавших одна над другой, прикрывались сверху и снизу трехслойным же (трехъярусным) конвоем истребителей. Англичане назвали этот строй «сэндвичем». Но этот «сэндвич» истребители тоже раскусили и быстро добирались до «начинки».

Вскоре вновь появился традиционный строй - клин, но в сильно измененном виде. Англичане его прозвали «птичьими глазами».

Тринадцать бомбардировщиков образуют клин. Над ним идет, слегка выступая вперед, второй клин истребителей. Сзади, на флангах, кружат две «карусели» истребителей. Присмотритесь к схеме этого строя, и вы поймете, почему этот строй был назван «птичьими глазами». Вы увидите как бы два круглых птичьих глаза («карусели») и двойной острый клюв («клинья»).

Еще одна разновидность клина была применена немцами в последнее время. Она получила название «стрелы». Растянувшиеся цепочкой одиннадцать бомбардировщиков прикрываются с обеих сторон двумя цепочками истребителей (по десять в каждой). Им предшествует большой клин истребителей (семнадцать машин). Сзади они прикрываются еще несколькими звеньями истребителей.

Но все это не помогало. Несмотря на непрерывные изменения строя, немецкие бомбардировщики несли большие потери. Бывали дни, когда германские фашисты теряли свыше сотни бомбардировщиков.

Однажды английские наблюдатели были ошарашены поведением одной головной машины. Она круто пикировала на цель, но не сбросила бомбы, а, описав круг, быстро ушла вверх. Оказалось, что головная машина чертила в небе дымовое кольцо. Следующие за ней машины ныряли в это кольцо и сбрасывали с большой точностью свои бомбы на объект. Эта хитрость имела успех до тех пор, пока английские зенитчики не раскусили ее и не стали целиться в то же самое дымовое кольцо.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены