Военком Овчаренко

Л Славин| опубликовано в номере №349, ноябрь 1941
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Вот здесь был командный пункт нашей части...

- Вот здесь наступал наш правый фланг...

- Вот высотка 48,2, которую мы как - то взяли...

- Как же вы ее взяли?

- Да обыкновенно: пошли и взяли. Только от других узнаешь, сколько необыкновенного скрывается за этим «обыкновенно».

С высоткой этой возились месяц и никак не могли ее взять. Каждое утро производили жестокую трехчасовую артиллерийскую подготовку, после которой, казалось, на высоте не могло остаться ничего живого. А когда вслед за тем шли на нее в атаку, оказывалось, что все финны там и к ним не подступиться.

К этому времени заболел командир части, и командование принял Овчаренко.

Он решил во что бы то ни стало разгадать тайну высоты 48,2. Он выдвинулся в глубокую рекогносцировку и стал наблюдать. И он заметил странную вещь: после окончания артподготовки финны откуда - то из тыла приходят на высоту.

Овчаренко задумался, нахмурившись и поджав губы. Тень догадки мелькнула перед ним. Они приходят, - значит, предварительно они уходят.

«Очень здорово!» - похвалил про себя Овчаренко финнов.

Посвистывая, вернулся в часть и назначил на следующее утро атаку высоты.

Что же касается до артподготовки, то Овчаренко ее отменил. Вернее, он ее заменил одним залпом, очень мощным, из всех орудий, но - одним единственным.

И после этого во главе части пошел брать высоту. Через 52 минуты знаменитая высота была занята. Как и предполагал Овчаренко, она оказалась совершенно пуста. Как и предполагал он, позади нее были нарыты длинные ряды сообщений. Овчаренко во главе своей части, не останавливаясь, шел вперед и через 12 километров обнаружил финнов. С первым залпом они, как всегда, ушли в тыл, пили там чай и закусывали колбасой, ожидая нашей ежедневной артиллерийской подготовки.

Взятие высоты 48,2 было началом прорыва финского укрепленного района. В этот прорыв вслед за частью Овчаренко пошла вся дивизия, за ней - другая. Овчаренко со своей частью шел впереди, разрушая и захватывая доты.

За славное взятие высоты 48,2 он был награжден боевым орденом Красного знамени, который сейчас украшает его скромную фронтовую гимнастерку.

С первых дней нынешней войны военком Овчаренко снова на Карельском перешейке.

Когда хочешь увидеть Овчаренко, меньше всего шансов найти его в штабе соединения: его надо искать во взводах, на переднем крае. Не найти такого окопа, в котором не побывал бы Овчаренко, не найти такого бойца, который не знал бы Овчаренко, мало того, не любил бы своего военкома. Личные, индивидуальные беседы с бойцами - любимый метод военкома. Овчаренко всегда рядом с бойцами - в учебе, в отдыхе и в бою. Это он лежал рядом и руководил снайпером Исмайловым, упомянутым в сводке Информбюро, в тот памятный день, когда Исмайлов сбил одну за другой одиннадцать финских «кукушек».

Лучше всего действенность методов тов. Овчаренко можно было проследить по его работе над речью товарища Сталина. Не говорю уже о том, что к десяти часам утра она была доведена до каждого бойца соединения, где бы он ни был. Интересен самый метод доведения речи Сталина. Он глубоко практичен. Он был основан на живых и близких примерах бдительности, зоркости, отваги, бесстрашия.

Вот характернейший пример. Младший политрук Смирнов из числа тех, кого можно назвать выучеником Овчаренко, проводил беседу с группой бойцов. Это было в окопах, на переднем крае. Тускло поблескивали каски бойцов. Под руками лежали винтовки. Где - то ухала пушка. Речь шла о большевистской бдительности бойца Красной Армии. Негромким голосом (враг близко!) Смирнов передавал слова Сталина:

«Великий Ленин, создавший наше государство, говорил, что основным качеством советских людей должна быть храбрость, отвага, незнание страха в бою...»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены