Ветер скорости

Владимир Преображенский| опубликовано в номере №1339, март 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

Тренеры из Подмосковья, Ленинграда, Славска, Белорецка обучают горнолыжной технике семилетних первоклашек на уроках физкультуры в общеобразовательных школах, а через год лучших отбирают в спортшколы. Некоторые тренеры из Закарпатья, Кировска, других мест идут даже не в школы, а в детские сады. Обучают азам горнолыжного спорта 4 – 6-летних ребятишек. Тренеры Аграновские из Петропавловска-Камчатского ставят на коротенькие слаломные лыжи детей с двух лет. Первые крепления у них – галоши, привинченные к лыжам, а обувь – валенки (отсюда и шуточное название, закрепившееся за этими детьми, – «галошники»).

Беру на себя смелость высказать мысль: не столь важно, когда начать, куда важнее, – как начать и как тренировать ребят, чтобы к моменту физиологического расцвета у них не появлялось охлаждение к избранному виду спорта.

Если же цель занятий – активный отдых и здоровье, обучать поворотам никогда не поздно.

Георгий Дмитриевич Салманов, кандидат технических наук, решил научиться поворотам на слаломных лыжах, когда ему было 48. Пришел к известному тренеру, а тот ему и говорит: «Вы что, серьезно? В сорок восемь? Я встал на лыжи, когда мне было семь, и то, считаю, поздно. Утопия, мой друг. Займитесь лучше беговыми лыжами – там техника попроще». Но Георгия Дмитриевича авторитет тренера не ошеломил. В конце концов он выучился поворачивать на параллельных лыжах. Теперь ему за 60. Он постоянно ездит в горы и бескорыстно учит поворотам новичков, которым дипломированные тренеры отказывают в обучении.

С чего же начать обучение?

Итак, основная стойка прямого спуска. Лыжи параллельны, расстояние между ними 5 – 8 см, не более. Правая (или левая) лыжа чуть выдвинута вперед (на 5 – 6 см). Колени слегка согнуты (точно пружины), руки с палками немного разведены в стороны.

Разучивать стойку полезно и на ежедневной зарядке без лыж. Встать в стойку, попружинить коленями, покачаться вперед-назад, загружая то пальцы, то пятки (при загрузке носков – «передняя» стойка, пяток – «задняя»). Мягко попрыгать на месте, разгибая и сгибая колени и сохраняя стойку. Голеностопные суставы в работе не участвуют – они «мертвы», блокированы. Приземляться следует на всю ступню, «припечатывая» ступни к земле, полу (и подлетать вверх тоже со всей ступни, не с носка). Ни пятки, ни носки ступней при приземлении не должны расходиться. Следите, чтобы ступни были строго параллельными.

Это же упражнение повторяйте каждый раз наверху горки перед началом спуска (или внизу – перед подъемом). А когда совсем хорошо освоите основную стойку (где-то к концу второго месяца или конца сезона) и привыкнете к скорости, положите поперек склона тоненькие веточки на расстоянии 15 – 20 м. Заберитесь наверх и, спускаясь в стойке, легонько перепрыгивайте эти веточки тем же способом – за счет коротких, едва заметных толчков одними коленями. Перепрыгивайте через них лишь носками лыж.

Склон (поначалу, конечно) должен быть очень простым, пологим, широко расчищенным, с мягким выкатом. По мере обучения склон выбирайте покруче, посложнее, с изменчивым рельефом.

И еще: при разучивании стойки прямого спуска не выставляйте вперед палки. Если они выходят вперед «сами», покатайтесь без них, отработайте стойку.

Разучивать стойку прямого спуска можно на любых лыжах, но дальнейшее обучение возможно только на специальных, коротких. Длина этих лыж на первом этапе обучения для 5 – 6-летних детей – около 60 см, для 8 – 15-летних – 100 см, для более взрослых – 100 или 120 – 140 см.

Можно сделать очень хорошие коротышки и самим – из старых длинных слаломных лыж со сломанными пятками. Негодную заднюю часть лыжи отпилите, а на середину коротышки поставьте крепление – и лыжа готова. Не гнутся? Пусть это не смущает: метровые лыжи впишутся в любую рытвину.

Неплохо приобрести сразу автоматические крепления, которые есть в магазинах, и слаломные ботинки, но для начала годятся любая обувь и различные крепления, усиленные резиновым бинтом. Самым маленьким подойдут и прибитые к лыжам старые боты, в которые малыш влезает в валенках (так же, как в крепления «чешские сандалии»).

Коротенькие лыжи обладают еще одним важным свойством: катание на них и разучивание поворотов (даже без автоматических креплений) безопаснее, чем на длинных лыжах, так как при падении ребята легко приподнимают короткие лыжи вверх и, свободно вращаясь на спине, животе или боку, быстро останавливаются. Длинные же лыжи (большие рычаги!) втыкаются в снег – ноги переплетаются...

Как я уже говорил, склон должен быть пологим, широким и обязательно хорошо укатанным (подъемами на лыжах «лесенкой», глиссированиями на лыжах сверху вниз), иначе повороты на параллельных лыжах не получатся. Расставьте на умятом склоне веточки – одну справа, другую немного ниже слева и т. д. (штук пять-шесть), чтобы, огибая их, пришлось пересекать наискось (чуть не поперек) весь склон то в одну, то в другую сторону. Теперь поднимитесь наверх. Встаньте в стойку прямого спуска, которую освоили, по-пружиньте коленями, глубоко вдохните, оттолкнитесь палками и... постарайтесь на ходу, энергично и свободно подавая согнутые колени в сторону поворота (словно на коньках), обогнуть все веточки. Обогнуть их – сейчас самая важная задача! Тем, у кого возникнут затруднения при обучении, рекомендую на скользком паркетном полу расстелить коврик и на нем проделывать во время утренней зарядки движения, которые напоминают танец твист: колени вправо-влево, то приседая поглубже, то выпрямляясь. На горе, во время огибания веточек, вы вспомните эти движения и легче освоите повороты.

На самых коротких лыжах даже взрослые (не говоря о детях) способны совершенствоваться год, два, а то и три.

Тренируйте на мини-лыжах упрощенный слалом, отдельные фигуры слалома, «змейку» (короткую и длинную). Научитесь на мини-лыжах правильно работать руками и палками. Научитесь, кроме всего прочего, спускаться по свежевыпавшему снегу и на окантованных мини-лыжах по жестким трассам. Участвуйте в состязаниях по слалому на мини-лыжах. Словом (при затруднении с очередными лыжами), переходить на лыжи следующего размера надо лишь тогда (тут уж ничего не сделаешь!), когда вы почувствуете, что исчерпали все возможности мини-лыж.

Длина, следующих после метровых лыж должна быть 120 – 130 см, после 60-сантиметровых (детских) – 80 – 100 см. Почему я заостряю внимание на этом? Да потому, что очень многие спешат – переходят сразу на лыжи чрезмерно длинные (которые нарушают обучение), а потом разочаровываются в «методе».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Пусть черпают из радости твоей

Рекомендуем молодому читателю книги Владислава Бахревского:

Сиренида

Фантастическая сказка