Великий сказочник

Юлиана Яхнина| опубликовано в номере №668, март 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

Кто из нас еще в раннем детстве не слышал сказок о приключениях стойкого оловянного солдатика и маленькой Дюймовочки. Кто не смеялся над глупым голым королем, который важно шествовал по городу в своем воображаемом новом платье, или над изнеженной принцессой, которая, несмотря на десятки матрацев и перин, почувствовала лежащую под ними горошину. Кто не помнит безобразного утенка, превратившегося в прекрасного лебедя, или соловья, который отказался жить во дворце императора и покинул золотую клетку, чтобы петь для бедных рыбаков и других простых людей.

Создатель этих произведений - датский писатель Ханс Кристиан Андерсен (1805 - 1875 гг.). Он родился в провинциальном датском городе Оденсе. Сын сапожника, Андерсен с малых лет познал суровую трудовую жизнь, полную нужды и лишений. Он рано начал писать, но не скоро добился признания.

Перу Андерсена принадлежат стихи, драмы, романы, но мировую славу писателю принесли сказки, в которых проявились лучшие черты его дарования - гуманизм и демократизм. Эти сказки не только вершина реализма в датской литературе XIX века, но и неотъемлемая часть сокровищницы мировой прогрессивной культуры.

Андерсен любил жизнь во всем ее многообразии и в сказках поэтически раскрывал красоту реального мира.

Высоко ценя произведения народного творчества, писатель черпал мотивы своих сказок из фольклора разных стран, и в первую очередь из датского фольклора. На страницах его произведений оживали народные сказания, вставал поэтический образ Дании.

В сказках Андерсена отразились его наблюдения над окружающей действительностью, в которой царила «сословная и денежная спесь», тупое, самодовольное, ограниченное мещанство, враждебное всему прекрасному и талантливому, что выходит из народных низов. Мир «сословной и денежной спеси» писатель изображает то с насмешливым юмором, то с горькой иронией. В лучших своих сказках он поднимается до социальной сатиры.

Все симпатии великого сказочника на стороне простых людей - честных, смелых и благородных бедняков. Писатель с глубокой болью рассказывает об их бесправии и страданиях. Вспомним нищую девочку, умирающую в новогоднюю ночь на улице от голода и холода («Девочка со спичками»), или бедную прачку, надорвавшуюся на непосильной работе («Пропащая»).

Сказки Андерсена проникнуты верой в чудесные возможности человека из народа. Недаром в них простые люди побеждают враждебные силы не столько с помощью волшебства, сколько благодаря мудрости и мужественной решимости бороться за свое счастье.

Во многих произведениях писатель ставил важные социальные проблемы, изображал тяжелое положение простого народа. Однако ограниченность мировоззрения, объясняющаяся общественно - историческими условиями, помешала Андерсену понять значение революционной борьбы народных масс. Он полагал, что социальное зло можно искоренить путем нравственного совершенствования человечества. Тем не менее Андерсен сочувственно говорил о «музе нового века», которая «носит гарибальдийскую шапочку».

Писатель верил в творческие силы человеческого разума, в научный и социальный прогресс. Он осуждал салонное искусство для избранных и писал произведения прежде всего для демократической аудитории.

Андерсен часто читал свои сказки в датском «Рабочем союзе». «Я чувствую, как велика и священна миссия поэта, которому дана возможность говорить тысячам», - отмечал он.

Андерсен - поборник дружбы и культурных связен между народами - называл войну «отвратительным чудовищем, которое питается кровью и пылающими городами». Он объездил многие страны и горячо интересовался национальной культурой разных народов, неоднократно говорил о своем интересе к «цветущей литературе» России.

Гуманистическое содержание творчества Андерсена ненавистно международной реакции. В годы фашистской оккупации Дании гитлеровцы запрещали его сказку «Злой князь», направленную против жестокого воинственного тирана.

Вражду к Андерсену обнаруживают и американские реакционеры. Голливудские дельцы состряпали «биографический» фильм, грубо искажающий образ Андерсена. Американский киноактер Кэи, которому была поручена роль сказочника, приехав в Данию в рекламных целях, позволил себе глумиться над памятью Андерсена. Он паясничал, взобравшись на памятник писателю в Копенгагене, нагло хозяйничал в домике - музее в Оденсе. Выходки Кэя вызвали в Дании бурю негодования.

Но тщетны попытки реакционных сил исказить или умалить значение творчества Андерсена. Его произведения находят путь к сердцам народов всего мира. В СССР произведения великого сказочника выходили 185 раз на 32 языках общим тиражом около 7 миллионов экземпляров. Инсценировки его сказок идут на сценах многочисленных театров.

Решение Всемирного Совета Мира - широко отметить стопятидесятилетие со дня рождения X. К. Андерсена, чьи произведения служат делу гуманизма и укрепления дружбы между народами, - нашло горячую поддержку у всего прогрессивного человечества.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Создатель первого в мире самолета

К 130-летию со дня рождения А. Ф. Можайского

Ручьи весенние

Глава из романа