Великий поэт - мятежник

Д Заславский| опубликовано в номере №658, октябрь 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

Царь пришел в неистовство. Он смертельно боялся призрака декабристского мятежа. В поэзии Пушкина он чувствовал искры революционного пламени. Пушкин умер, убит. Но неугасимая искра снова вспыхнула, и «возмутительные» стихи, словно эстафета революции, переданы одним поколением другому.

На ноги была поставлена вся жандармерия. Искать пришлось недолго. Царю донесли: автор стихов - корнет лейб - гвардии гусарского полка Михаил Юрьевич Лермонтов. Ему 23 года. Пишет стихи, в которых воспевает Кавказ. Учился одно время в университете. Ни в чем предосудительном не был замечен. Ведет светскую жизнь. Бабушка очень богата и связана с высшими дворянскими кругами.

Связи бабушки спасли молодого поэта от горькой участи, которая впоследствии постигла Тараса Шевченко. Не рядовым солдатом, а офицером Лермонтов был отправлен на Кавказ под пули черкесов. «Убрать», - кратко написал шеф жандармов Бенкендорф.

Ни жандармы, ни литературная критика того времени не знали, что молодой поэт уже давно пишет стихи, что его волнуют странные, необычные мысли. Еще с самых ранних лет им владеет образ Демона - мятежной силы, восставшей против установленного богом порядка. Демон презирает этот порядок, построенный на смирении перед высшей силой; порядок, при котором человек - это раб. Демон не хочет смириться. Он «дух отрицания». Он чувствует свое превосходство над божественным миром. Но он одинок. Презрение к богу, к людям, гордое одиночество составляют натуру Демона. Поэму о нем Лермонтов начал еще в детские годы и непрестанно возвращался к этому образу гордого и одинокого мятежника.

Но он не ограничился философскими образами из фантастического мира. Поэма «Мцыри» говорит о земных людях и явлениях. Юный отшельник бежит из душного монастыря, его увлекает борьба, страсть бурной жизни. Ему ненавистен застой. Он мятежник.

Таковы и другие герои Лермонтова. О каждом можно сказать:

А он, мятежный, просит бури.

Как будто в бурях есть покой!

И сам Лермонтов - мятежник. Он глубоко презирает современное ему пошлое дворянское общество и чувствует свое превосходство над современниками. Его юношеская «Повесть без названия» («Вадим») содержит живые, реальные картины крестьянского восстания против помещиков. Сочувствие Лермонтова на стороне крестьян. В юношеской драме «Странный человек» герой произносит пламенные тирады против несправедливости и жестокости крепостничества.

Таким образом, поражающая нас политическая зрелость и глубина в революционном стихотворении «Смерть Поэта» не случайна. Это не стихийный порыв оскорбленного чувства. Это сознательный политический протест, рожденный революционным мировоззрением. Лермонтов был передовым человеком своего времени.

Лермонтов умел ненавидеть и презирать общество, построенное на безграничной власти рабовладельцев, на вынужденном смирении рабов. Его поэзия учила этой ненависти и этому презрению.

В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», в стихотворении «Бородино» и многих других произведениях с большой поэтической силой передана страстная и нежная любовь Лермонтова к России, к русскому народу. Нет, не всех презирают гордые и одинокие его мятежники. Они любят Родину и готовы отдать за нее жизнь.

В лице удалого купца Калашникова воспет простой русский человек, для которого независимость и честь дороже жизни.

«Бородино» - один из самых высоких поэтических памятников патриотизма в русской литературе.

Эта любовь к Родине и есть источник мятежа в творчестве и в самом облике поэта. В презрении к современному обществу, в гордом одиночестве нет ни малейшей примеси индивидуализма. Герои Лермонтова одиноки, потому что таково их положение в феодальной среде. Глубоко презирая аристократическую знать, Лермонтов с проникновенной симпатией рисует образы простых русских людей, русских солдат.

Лермонтов страстно хотел счастья для своего народа, мечтал о его свободе. Но какие лежат к этому пути? Он не знал. Он видел лишь, что в окружающем его дворянском обществе нет ни таких сил, ни таких идей, которые увлекали бы людей на борьбу.

Лермонтову было всего 11 лет, когда Россию озарил революционный мятеж декабристов. Его зарево постепенно тускнело. Передовые дворяне, запуганные террором, переходили в лагерь реакции. Лермонтову казалось, что нет революционной смены. В замечательном стихотворении «Дума» он писал о политическом банкротстве своего поколения, о ренегатстве «отцов», промотавших революционное наследие декабристов:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно...

Как представителя этого поколения, как «героя» своего времени, Лермонтов показал Печорина.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены