Великий почин

И Смирнов| опубликовано в номере №741, апрель 1958
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Для подкрепы, Владимир Ильич.

- Для подкрепы? - улыбаясь, переспросил Ленин, и. морщинки собрались к уголкам его прищуренных глаз. - Ну, что ж, раз для подкрепы... - И он размашисто написал: Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин), потом поднялся, крепко пожал машинистам руки и сказал: - Счастливого пути!

Через два дня эшелон тронулся в путь. Мост через Каму, как и говорил Ильич, был взорван. Москвичи вначале загрустили. Но ленинская «подкрепа» помогла. Впереди эшелона бежала молва, что поезд идет за хлебом по распоряжению самого Ленина. Пермские рабочие быстро переправили наш паровоз и вагоны через реку на баржах.

Из Челябинска, получив наряд на хлеб, эшелон двинулся к станции Джаркуль. Здесь чувствовалось близкое дыхание войны. Колчак был в сотне километров, на глухих перегонах орудовали белогвардейские разъезды.

Мельница в Джарнуле бездействовала. Слесари быстро отремонтировали ее и пустили в ход. За три дня все вагоны были загружены мукой и зерном. Радуясь успеху, москвичи двинулись в обратный путь. В Уфе начальник дороги, узнав о подходе московского эшелона с хлебом, отдал по линии приказ: «Поезд Ленина пропускать без задержки». Так и стали этот эшелон называть ленинским и давать ему, как теперь говорят железнодорожники, «зеленую улицу».

Высокая оценка В. И. Лениным коммунистических субботников, его теплое напутствие первому эшелону вдохновили коммунистов депо на новые дела. Когда в «Правде» появилась заметка о том, что на складах одного из сахарных заводов Украины лежат сотни тонн сахара, Иван Бураков предложил железнодорожникам Сортировочной отправить эшелон за этим сахаром.

Состав повел брат Павла Петровича Дятлова, машинист Петр Дятлов. Паровоз был все тот же - «530 - У».

Спустя еще несколько месяцев, 1 мая 1920 года, в день Всероссийского субботника, паровоз «530 - У» снова был отремонтирован. В течение лета 1920 года он водил маршрутные поезда за солью - в Поволжье, за каменным углем - в Донбасс. Осенью паровоз «530 - У» и 40 вагонов были подготовлены для новой поездки за хлебом - в Оренбург. Начальником поезда назначили машиниста Чулина. В паровозную бригаду вошли также молодые машинисты Саша Селезнев и Миша Абашкин.

В Оренбург приехали рано утром. Комендант станции провел начальника эшелона в пассажирский вагон, стоявший на запасном пути. Там их встретил плотный мужчина среднего роста, в гимнастерке, с небольшими русыми усиками и бородкой. Глаза у этого человека были строгие. Пригласив сесть, он расспросил, куда и зачем идет эшелон, исправны ли паровоз и вагоны. Узнав, что все в порядке, он сразу же перешел к делу:

- Оренбург не имеет дров. Подвезти их с дальних станций не на чем. Прежде чем грузить хлеб, помогите нам доставить дрова со станции Кавандык.

Потом он написал что - то на листе блокнота и отдал записку Чулину. Взяв бумагу, Чулин, не читая, сунул ее в карман и, попрощавшись, вышел. Придя в свой «штаб», он объяснил товарищам новую задачу. Тут Чулин развернул блокнотный листок и с изумлением прочитал: «Поезду № 26 разрешено следовать до станции Кавандык. Командующий Туркфронтом М. Фрунзе».

... Стояла тихая лунная ночь. С обеих сторон к поезду подступала бескрайняя снежная степь. Впереди блестели две полоски рельсов, бегущих навстречу паровозу. Машинист Абашкин осторожно вел состав. До станции Кавандык от Оренбурга всего сто верст, а ехать пришлось всю ночь. Прибавить ходу не решались, помнили, что на линии шалят белоказаки: подпрягут к рельсам по 10 - 15 пар быков и растащат на стороны...'.

Утром приехали на станцию назначения. Здесь стояло много порожняка. Чулин выбрал 20 крепких вагонов, решил их тоже загрузить дровами, надеясь, что его «ижица», как называли паровоз этой марки, дотащит и 60 вагонов.

А когда дрова погрузили, пришел начальник станции и, махнув рукой в сторону, где стояли 10 вагонов - холодильников, предложил:

- Может, и эти возьмете?

- Ас чем они? - спросил Чулин.

- С мясом.

У Чулина загорелись глаза:

- Мясо, да не взять?! Возьмем! Прицепили и эти 10 вагонов.

Эшелон растянулся почти на полверсты. Паровоз с трудом сдвинул с места тяжелый состав...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены