Великий москвич

П Юрин| опубликовано в номере №501, апрель 1948
  • В закладки
  • Вставить в блог

В 1877 году А. Н. Островский переехал в дом № 16 на Волхонке, где прожил около девяти лет, создавая одну пьесу за другой. Здесь его посещали Л. Толстой, Н. Рубинштейн, И. Горбунов, М. Садовский, Н. Римский - Корсаков и другие.

Последней московской квартирой великого драматурга была гостиница «Дрезден», находившаяся на Тверской улице, против нынешнего здания Моссовета. Отсюда А. Н. Островский уехал 28 мая 1886 года в своё Щелыковское имение, где спустя несколько дней скончался.

Перед зданием Малого театра в 1929 году поставлен бронзовый памятник Островскому работы скульптора Н. А. Андреева.

Лучшее место для этого памятника трудно найти. Жизнь и творчество А. Н. Островского неразрывно связаны с Малым театром.

Принято говорить: «драмы Пушкина», «комедии Гоголя», но - «театр Островского». Островский явился подлинным создателем русского национального репертуара, а первенство в популяризации пьес писателя принадлежит Малому театру.

На премьере «Не в свои сани не садись», по свидетельству современника, «впервые появилась героиня на сцене в ситцевом платье и гладкой причёске: до тех пор кисея, шёлк и французская причёска были обязательными принадлежностями главных ролей».

25 января 1854 года Малый театр показал «Бедность - не порок». Успех пьесы был потрясающий. У зрителя - разночинца постановка вызвала такой возглас: «Шире дорогу... Правда на сцене идёт!»

По настойчивому требованию публики в директорской ложе появился автор - смущённый, всегда лишённый самомнения и тщеславия, очень неловко чувствующий себя под взглядом тысяч устремлённых на него глаз.

Борясь за создание в Москве русского национального театра, Островский писал в 1882 году министру внутренних дел: «Театр с честным художественным репертуаром необходим для Москвы. Такой театр был бы поистине наукой и для русского драматического искусства. Мы должны начинать сначала, должны начинать свою родную русскую школу, а не слепо идти за французскими образцами и писать по их шаблонам разные тонкости, интересные уже пресыщенному вкусу. Русская нация ещё складывается, в неё вступают свежие силы; зачем же нам успокаиваться на пошлостях, тешащих буржуазное безвкусие».

Незадолго до смерти Островского Лев Толстой писал ему: «Я по опыту знаю, как читаются, слушаются и запоминаются твои вещи народом и потому мне хотелось бы содействовать тому, чтобы ты стал теперь поскорее в действительности тем, что ты есть несомненно общенародным в самом широком смысле писателем».

Мечта Л. Толстого сбылась. Если при жизни Островского и после его смерти до Октябрьской социалистической революции пьесы его шли даже в Малом театре в среднем ежегодно по 35 раз в год, то в 1933 году только одна комедия «Без вины виноватые» прошла в 367 периферийных театрах. Для того чтобы указать, где идут пьесы Островского, надо испестрить всю карту нашей страны. На клубных сценах пьесы Островского ежегодно идут свыше 150 тысяч раз, привлекая до 30 миллионов зрителей.

Островский был первым русским драматургом, написавшим не одну и не две пьесы, а создавшим целую серию выдающихся драматических произведений. Он смог найти в русской действительности жизненный материал для воспроизведения его в драматической форме. Около пятидесяти комедий, написанных им, вошли в золотой фонд русской национальной литературы.

Красота русского человека, которую уродовало «тёмное царство», светит в образах любимых героев Островского. Незабываемы созданные им образы русской женщины Катерины, бескорыстного рыцаря науки, поклонника великого Ломоносова - Кулигина, великодушного Несчастливцева, человека, любящего искусство и ненавидящего копеечников, прекрасной молодой девушки Ларисы, отданной на потеху бессердечным сластолюбивым купцам. А сколько подлинного очарования и прелести в образе Снегурочки! Сколько сочувствия к защитникам народной справедливости, выступающим против притеснителей, к борцам за его вольницу в пьесе «Воевода» («Сон на Волге»)! Во всём этом явно ощущаются глубокие патриотические основы творчества великого драматурга.

«История оставила название великих и гениальных только за теми писателями, которые умели писать для всего народа, и только те произведения пережили века, которые были истинно народными у себя дома; такие произведения со временем делаются понятными и ценными и для других народов, а наконец и для всего света».

Эти слова А. Н. Островского в полной мере относятся к нему самому. Творчество великого драматурга принадлежит народу, оно помогает больше ненавидеть «тёмное царство», сильнее любить и ценить радостное настоящее.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены