Великий художник

И Сафронов| опубликовано в номере №503, май 1948
  • В закладки
  • Вставить в блог

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лапьял, Уржумского уезда, Вягской губернии. Любовь к живописи очень рано проявилась у юноши. В августе 1867 года Васнецов уезжает в Петербург, где поступает в Академию художеств.

Занятия в Академии чередуются с большой, изнурительной работой. Многочисленные рисунки и акварели, иллюстрации для журналов и книг дают нищенский заработок, которого едва хватает для существования.

Среди ранних работ художника выделяются мастерски исполненные «Монах - сборщик» (1868 г.), «Могильщик» (1871 г.) и др. На 5 - й Передвижной выставке в 1876 году им было выставлено довольно известное полотно «G квартиры на квартиру».

В первый период своего творчества Васнецов зарекомендовал себя талантливым бытописателем жизни бедных людей, мелких чиновников, крестьян. Здесь сказалось благодетельное влияние Белинского, Чернышевского, Добролюбова, идеи которых питали художников - разночинцев.

В 1880 году появляется картина «После побоища Игоря Святославича с половцами». Это произведение утвердило за Васнецовым славу выдающегося художника.

Первоначальные отзывы о картине принесли Васнецову много огорчений. К произведению отрицательно отнеслись представители академического искусства и даже некоторые художники - передвижники.

Одобрение и горячая поддержка друзей, в особенности Репина, необычайно обрадовали и вдохновили Васнецова на дальнейшее творчество.

В 1881 году появляется знаменитая картина «Алёнушка», затем «Ковёр - самолёт», «Три царевны подземного царства», «Битва русских со скифами».

В большинстве произведений зрелого мастера видна жизнеутверждающая сила народа, его мощь, величие.

Монументальное полотно «Три богатыря» - вершина его творчества - писалось художником 25 лет. Первый эскиз был сделан ещё е 1871 - 1874 годах. Эскиз маслом относится к 1876 году. Но только в 1881 году в абрамцевской мастерской у Саввы Мамонтова Васнецов поставил на мольберт громадный холст и весь отдался работе над картиной.

Осенью 1883 года Васнецову пришлось временно прервать работу, чтобы выполнить заказ Исторического музея, для которого он срочно делает фреску «Каменный век». Новая работа заняла около полутора лет. Затем почти 10 лет были потрачены на художественную роспись в Киевском соборе. Лишь после этого художник смог целиком отдаться работе над картиной «Три богатыря».

Ещё задолго до того, как полотно появилось на выставке, многие, видевшие её, считали работу художника вполне законченной.

Но, несмотря на восторженные отзывы, Васнецов не снимал картину с мольберта и лишь в 1898 году выставил её на обозрение.

Картина вызвала горячее одобрение публики. Характер величественного русского народа, народа - богатыря, проявился в этой картине наиболее полно.

«Я считаю, что в истории русской живописи «Богатыри» Васнецова занимают одно из первейших мест... «Богатыри»... дружка к «Бурлакам» Репина. И тут и там - вся сила и могучая мощь русского народа. Только эта сила там - угнетённая и ещё затоптанная, обращенная на службу скотинную, или машинную, а здесь - сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле, то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа».

В. В. СТАСОВ

(Из статьи «Мой адрес публике»)

«Когда вы убедитесь, что тип, и только один тип составляет сегодня всю историческую задачу нашего искусства, вы найдёте в своей натуре и знание и терпение, словом, вся ваша внутренность направится в эту сторону и вы произведёте вещи поистине изумительные. Тогда вы положите в одну фигуру всю свою любовь, и посмотрел бы я, кто с вами потягается».

И. Н. КРАМСКОЙ

(Из письма В. М. Васнецову)

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Черты передовой науки

К 10-летию речи товарища Сталина на приеме работников высшей школы