Великий баснописец

Д Благой| опубликовано в номере №419-420, ноябрь 1944
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Когда смоленский князь,

Противу дерзости искусством воружась,

Вандалам новым сеть поставил

И на погибель им Москву оставил...»

Но и после того как Москву были вынуждены оставить уже сами французы, Кутузов продолжал действовать с мудрой предусмотрительностью, не расточая зря сил, не идя на ненужные жертвы. Это вызвало новые резкие обвинения по его адресу со стороны царя. В это время Крылов и выступил со своей басней «Обоз». Опытному «доброму коню», который медленно и осторожно сводил воз под гору, почти неся его на крестце, противопоставляется в басне ретивая и безрассудная «лошадка молодая». Она пустилась с горы вскачь и вместе с разбитым возом очутилась в канаве. Защищая мудрую стратегию Кутузова, Крылов в своей басне обращается одновременно с суровым предостережением к тем легкомысленно пылким воякам, которые требовали опрометью, не разбирая путей, броситься на ещё сильного неприятеля, без нужды подвергая опасности армию и страну. Как и все басни двенадцатого года, басня «Обоз» была подлинным патриотическим подвигом Крылова, решительно возвысившего свой голос народного писателя в поддержку народного полководца.

Наконец, одна из самых прославленных басен этого времени «Волк на псарне» написана Крыловым в связи с попытками почуявшего неизбежную гибель Наполеона заключить половинчатый, «почётный» мир. Вторгнувшись в Россию во главе огромной армии, для которой были набраны силы со всей Европы, «волк» - Наполеон - рассчитывал на быструю и лёгкую победу. Но он никак не ожидал, что вместо овчарни «попадёт» на псарню, что война примет всенародный характер, что на защиту родины поднимутся все от мала до велика - «иной с дубьём, иной с ружьём». Видя, что он со всех сторон окружён «псарями» и «собаками», хищник, «прижавшись в угол задом, зубами щёлкая и ощетиня шерсть», пускается в переговоры, заводит елейно миролюбивые речи, выказывая готовность скрепить «общий лад» своей «волчьей клятвой». Но «волчья клятва» не способна обмануть мудрого старого ловчего, который спускает на волка стаю гончих. Он говорит хищнику: «Обычай мой: с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой». В этих словах Крылов дал замечательную формулу народного гнева и народной справедливости, сохраняющую всю свою силу и в наши дни.

Сейчас же после появления басня «Волк на псарне» облетела всю страну. Кутузов сам прочёл её перед войском, причём, дойдя до слов ловчего волку: «Ты, сер, а я приятель, сед», - снял фуражку и показал рукой на свои седины. Такой же популярностью пользовались и остальные басни Крылова. «В армии его басни все читают наизусть», свидетельствовал поэт Батюшков, сам пошедший на войну в качестве добровольца и находившийся в действующей армии.

Пушкин указывал, что в баснях Крылова отразилось особое, отличительное русское «весёлое лукавство ума». Меткой издёвкой, острой иронией, которая «больно кусается», исполнены и басни Крылова о двенадцатом годе. Но вместе с тем в них звучит твёрдо и энергично выраженное «мнение народное» - народное понятие о долге перед родиной, о правам возмездии хищнику.

Вообще наряду с беспощадным сарказмом, с резкой сатиричностью в баснях Крылова ярко выражены и положительные народные воззрения, народные идеалы.

«Его притчи, - писал о баснях Крылова Гоголь, - достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа... В книге его всем есть уроки, всем степеням в государстве». В своих баснях Крылов учит любви к родине, верности, щедрости, доброте, отвращению ко всякой лжи и низости, высокому уважению к труду, к дарованию, к умной и умелой деятельности на пользу народа; учит скромности, человеческому достоинству.

Отличительной чертой крыловских «уроков» является замечательная трезвость ума, реалистичность. Недаром так неизменно иронически относился Крылов к «краснобаям» - «филозофам», заимствующим учёность только из книг, занимающимся сугубо теоретическими выкладками и отвлечёнными мудрствованиями. Крылов учит других, но сам он прилежно учится у великого учителя - природы - действительности. Именно это и сообщает его урокам столь неотразимую убедительность.

Глубоко народные по всему своему внутреннему складу, басни Крылова народны и по своей форме - языку, слову. Великий баснописец первым в нашей литературе до Пушкина слил литературный язык с живой народной речью, насытил свои басни народными оборотами, словечками, «крылатыми» выражениями, пословицами, поговорками. В свою очередь множество выражений из крыловских басен само стало пословицами.

«Вошли в пословицу», получили широчайшее употребление и в нашей литературе, и в повседневной речи, и в выступлениях наших вождей - Ленина и Сталина - многие персонажи крыловских басен. Товарищ Сталин в своём выступлении в связи с 24 - й годовщиной Великой Октябрьской социалистической революции сравнил гитлеровцев, пытающихся прикрыть свою разбойничью сущность флагом «национализма» и «социализма», со знаменитой крыловской «вороной»: «Вороны, рядящиеся в павлиньи перья... Но как бы вороны ни рядились в павлиньи перья, они не перестанут быть воронами».

В сообщении Совинформбюро об итогах трёх лет войны гитлеровская Германия, замышлявшая покорить весь мир, приравнивается к не менее знаменитой крыловской «лягушке», которая «затеяла в дородстве с волом сравняться, начала пыхтеть и надуваться, но с натуги лопнула и околела».

Так образное, меткое, острое художественное слово великого современника Отечественной войны 1812 года продолжает служить и нам, советским людям, ведущим новую Отечественную войну против гитлеровских людоедов во имя освобождения всего человечества от фашистской коричневой чумы.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Бокс

86 - я победа Николая Королева