Великий баснописец

Д Благой| опубликовано в номере №419-420, ноябрь 1944
  • В закладки
  • Вставить в блог

Двадцать первого ноября исполнилось сто лет со дня смерти великого русского писателя и крупнейшего баснописца мира - Ивана Андреевича Крылова.

«Дедушка» Крылов прожил долгую жизнь: родился на тридцать лет раньше Пушкина и пережил его семью годами. Басни Крылов стал писать сравнительно поздно: в возрасте около сорока лет. До басен им было написано много самых разнообразных литературных произведений: театральных пьес, стихов, сатирической прозы. Но вершиной, венцом всего творчества Крылова являются его басни.

В баснях Крылов замечательно использовал весь свой предшествующий творческий опыт - драматурга, сатирика, поэта. «Басни Крылова, - писал о них Белинский, - не просто басни: это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира, словом, что хотите, только не просто басня». Действительно, сатира и ирония, доведённые до высшей степени художественного совершенства, являются одним из отличительнейших свойств крыловской басни. В баснях Крылов едко высмеивает общечеловеческие пороки и недостатки: скупость, зависть, хвастовство, лесть, лживость, алчность, глупость, невежество, эгоизм. Во многих из них он даёт острые сатирические зарисовки быта, нравов. Наконец, в ряде произведений от обличения пороков отдельных людей баснописец поднимается до сатиры политической, социальной.

Как и Крылову - сатирику, Крылову - баснописцу присущ глубочайший демократизм. Самый басенный жанр привлекал его к себе именно своей общедоступностью, всеобщей доходчивостью. Когда один из знакомых писателя спросил его как - то, почему он, обладая столь разнообразными литературными дарованиями, пишет только басни, Крылов ответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слуги и дети». В своих баснях Крылов неоднократно рисует угнетение народа крепостниками и богатеями, всеми этими хищниками, «которые богаты иль когтем иль зубком», - тиграми, медведями, алчными волками, коварными лисицами. В столкновении между «волками и овцами» - народом и его обидчиками и угнетателями - все симпатии и сочувствия самого Крылова всегда и неизменно на стороне народа.

Пользуясь покровом басенной аллегории, басенного эзоповского языка, Крылов в нескольких произведениях нападает на самого «царя зверей» - льва, т.е. на царское самодержавие («Мирская сходка», «Рыбья пляска», «Пёстрые овцы» и др.).

Страстный защитник народных нужд и интересов, Крылов, однако, не только изображает бесправие народа и притеснение его царизмом. Он выражает и свою глубокую веру в народ, убеждение, что именно народу принадлежит основная, ведущая роль в государстве. Этой теме посвящено много басен Крылова («Орёл и пчела», «Бумажный змей», «Цветы», «Муха и пчела», «Собака и лошадь», «Водопад и ручей» и др.). С особенной яркостью и силой разработана эта тема в знаменитой басне «Листы и корни».

Купающиеся в лучах солнца и нежном дыхании ветерка нарядные листы считают, что именно они являются «красой долины всей», что благодаря им «дерево так пышно и кудряво. раскидисто и величаво». «Что б было в нём без нас?» - самодовольно вопрошают они. Невидные глазу, сокрытые глубоко под землёй корни «смиренно» - а по мнению листов, «нагло и надменно» - напоминают о себе: «Примолвить можно бы спасибо тут и нам». На возмущённо негодующий «лепет» листов:

«Вы кто такие там,

что дерзко так считаться с нами стали?» - корни спокойно, но веско отвечают из - под земли: «Мы те...

Которые здесь роясь в темноте

Питаем вас. Ужель не узнаёте?

Мы корни дерева, на коем вы цветёте.

Красуйтесь в добрый час!

Да только помните ту разницу меж нас:

Что с новою весной лист новый народится,

А если корень иссушится, - Не станет дерева, ни вас».

Басня «Листы и корни» написана Крыловым в 1811 году, непосредственно перед Отечественной войной 1812 года, которая явилась наглядным подтверждением великой роли именно «корней» - народа - в судьбах страны, в истории государства. В 1812 году Крылов написал пять басен: «Раздел», «Кот и повар», «Ворона и курица», «Обоз» и «Волк на псарне». Все эти басни полностью связаны с темами происходившей войны. Ни о чём другом пламенный патриот Крылов писать в это время не мог.

В баснях 1812 года особенно ощутимо проявляется глубочайшая народность Крылова - полное слияние, единство баснописца с народным сознанием, с народным чувством, с народной совестью. Все эти басни представляют собой самое сильное и художественно яркое выражение именно народной точки зрения на войну, народного к ней отношения.

Крылов призывает к единству всего народа, забвению перед лицом общей опасности мелких свар, частных интересов («Раздел»). В знаменитой басне «Кот и повар» он требует энергичных действий против вторгшегося врага. В басне «Ворона и курица» поэт клеймит жалкую и предательскую расчётливость тех, кто не разделил общенародного патриотического порыва, пытался ужиться с неприятелем и, как «ворона», оставшаяся в покинутой всеми патриотами Москве, «попался в суп».

Остальные две басни 1812 года - «Обоз» и «Волк на псарне» - непосредственно связаны с личностью и ролью великого полководца Кутузова. Царь Александр I, как известно, не жаловал Кутузова. Назначил он его главнокомандующим весьма неохотно, уступая единодушному желанию всей страны. Кутузов, облечённый любовью и доверием народа и армии, твёрдо и настойчиво осуществлял свой стратегический план завлечения неприятеля в глубь страны и его последующего уничтожения. Однако действовать ему приходилось под ропот и хулу недоброжелателей, Приходилось преодолевать и неодобрение со стороны самого царя. Крылов в своих баснях стал полностью на сторону Кутузова. Уже в басне «Ворона и курица» он воздаёт высокую похвалу замечательному воинскому искусству великого полководца. Басня начинается словами:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Молодой Крылов

13 февраля 1769 года родился Иван Андреевич Крылов