Великие москвичи

Кирилл Андреев| опубликовано в номере №486, август 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

Зимой 1730 года в Москву пешком пришёл крестьянский сын Михайло Ломоносов, чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию—единственное высшее учебное заведение в России того времени.

Здесь, несмотря на труднейшие условия жизни, будущий великий учёный заложил фундамент своего образования.

«Имея один алтын в день жалованья, — вспоминал он впоследствии, — нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, протчее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил:».

Но имя Ломоносова связано с Москвой не только годами юности. В 1755 году Ломоносов учреждает Московский университет — первый университет в России.

Московский университет поме щается ныне в строгом и величественном здании XVIII века.

Повреждённое московским пожаром 1812 года и перестроенное, оно всё же хранит в себе первоначальный замысел своего строителя — великого русского зодчего Казакова.

Матвей Фёдорович Казаков, создатель архитектурного облика Москвы XVIII века и неповторимого «казаковского стиля», родился и прожил всю жизнь в Москве. И его творческий труд дошёл до нас в величавом правительственном здании в Кремле, Петровском дворце, стройной архитектуре Колонного зала Дома Союзов.

О Пушкине многое напоминает в Москве. Здесь он родился и провёл детство, сюда же приехал после возвращения из ссылки. Сохранился дом на Арбате, где он поселился после женитьбы; нетронутыми стоят здания, где он бывал, встречался с друзьями, читал свои новые произведения.

Пушкин любил Москву. «Литераторы петербургские, по большей части, не литераторы, — писал он, — но предприимчивые и смышлёные литературные откупщики. Учёность, любовь к искусству и таланты неоспоримо на стороне Москвы».

Ныне бессмертное имя поэта живёт не только в нашей памяти, но и в названиях: Пушкинская улица, Пушкинское (бывшее Останкино), Музей изобразительных искусств имени Пушкина, а его облик повторяет бронзовый памятник работы Опекушина.

В своей скитальческой жизни Гоголь не раз бывал в Москве: здесь жили его друзья, здесь, как, может быть, нигде больше, он чувствовал себя дома.

Надолго запомнилась ему одна московская встреча. 9 мая 1840 года в саду Погодина, над Москвой-рекой, на своём именинном обеде Гоголь в первый и последний раз в жизни встретился с Лермонтовым, который наизусть прочёл ему «Мцыри».

В Москве же прошли последние дни жизни великого писателя.

Когда весть о смерти Гоголя облетела страну, Тургенев писал:

«Мысль, что прах его будет покоиться в Москве, наполняет нас каким-то горестным удовлетворением. Да, пусть он покоится там, в этом сердце России, которую он так глубоко знал и так любил...» Возле шумной Арбатской площади стоит старинный дом, на котором прибита мемориальная доска: «В этом доме жил и умер Николай Васильевич Гоголь. 1852».

В старом доме у Красных ворот в 1814 году родился Михаил Юрьевич Лермонтов. Детство и ранняя юность великого писателя прошли в Москве. Здесь, в; Благородном пансионе, на Молчановке, и в Московском университете, он получил образование, здесь стал поэтом.

До трёхсот стихотворений, пятнадцать юношеских поэм, три драмы и повесть «Вадим» написаны Лермонтовым в Москве. В этот же период им начат «Демон» и задумана поэма «Мцыри».

Расставшись с Москвой, Лермонтов писал кузине: «Москва моя родина, и такою будет для меня всегда: там я родился, там много страдал и там же был слишком счастлив. Пожалуй, лучше бы не быть ни тому, ни другому, ни третьему, но что делать?..»

В 1847 году великий революционер Александр Иванович Герцен навсегда покинул Москву — город, где он родился и прожил первые двадцать два года жизни до ссылки; где сформировалось его миро-

воззрение и окреп смелый ум. Но на всю жизнь он запомнил Москву и юношескую клятву, данную им и Огарёвым на Воробьёвых горах:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены