В шестой пятилетке

опубликовано в номере №765, апрель 1959
  • В закладки
  • Вставить в блог

До сих пор подобных плодов и злаков никто не видел, никто не вырастил. И, тем не менее, создание их не является досужим вымыслом.

Вам, вероятно, доводилось отведывать сочные и ароматные яблоки «апорт», которые выращиваются в садах Казахстана. Сравните их с мелкими кислыми плодами дикой яблони. Это великаны и лилипуты! А ведь когда - то, в доисторические времена, на земном шаре росли только дикие яблони. Сравните крупный молдавский чернослив с его прародителем или пышную садовую хризантему с ее мелкоцветными родственницами.

Итак, в природе известны гиганты. Одни из них созданы руками человека путем отбора, селекции. Другие же...

Вот о них-то и пойдет речь.

В конце прошлого столетия известный московский ботаник Герасимов занимался исследованиями водорослей. Он изучал степень влияния на их рост различных условий: света, тепла, холода, химических веществ и т. п. Один из опытов привел к важным результатам: под воздействием холода клетки водоросли увеличились по размерам вдвое. Так впервые в науке были получены искусственным путем клетки - гиганты, или полиплоидные клетки.

А спустя десять лет голландский ученый Де Фриз обнаружил гигантские формы ослинника - растения лесных опушек. Полиплоидия была открыта в природе.

Затем в результате упорной работы подобные открытия следовали одно за другим, и очень скоро стало ясно, что полиплоидия играла важную роль при образовании видов растений.

Но что же такое полиплоидия? Какова ее природа? Ответ на этот вопрос дает наука о клетке - цитология. Представьте себе клетку в самый «ответственный» момент ее жизни - в момент деления. Вообразите, что условия, в которых она находится, - температура, давление, химическая среда - резко меняются. Деление приостанавливается. И вот вместо двух клеток, которые получились бы, если бы процесс шел до конца, остается одна, но увеличенная вдвое.

Вот это - то явление и носит название полиплоидии. Наиболее верным признаком ее является увеличение числа хромосом. Например, дикая пшеница - однозернянка имеет 14 хромосом, а ее ближайшая «культурная» родственница - твердая пшеница - 28, мягкая пшеница - 42.

Этот процесс роста может при определенных условиях идти и дальше. Иначе говоря, можно получать клетки, у которых аппарат будет увеличен вчетверо, в восемь, в шестнадцать раз... Как после этого не помечтать о яблоках величиной с арбуз или пшеничных зернах размером с куриное яйцо?

Полиплоидные формы у растений могут быть созданы искусственным путем, например, под воздействием тепла или холода, различных химических веществ (алкалоидов, наркотиков), оперативным вмешательством и т. п.

Значение этого явления станет ясным, если представить огромные площади зерновых культур в нашей стране. Достаточно урожайность на них повысить хотя бы на один процент, чтобы собрать дополнительно многие тысячи тонн зерна. А ведь некоторые полиплоидные формы, уже проверенные на практике, дают урожай на 60 процентов выше обычного! Такова, например, те - траплоидная гречиха с зерном, которое хотя и не достигает величины куриного яйца, но в полтора с лишним раза крупнее и тяжелее обычного. Так же повышена урожайность и у тетраплоид - ной кукурузы, клевера и ряда других культур. Понятно, какую большую роль смогут сыграть полиплоиды в борьбе за высокий урожай - за 11 миллиардов пудов зерна!

В шестой пятилетке цитологи совместно с селекционерами будут участвовать в выведении новых сортов растений, которые по величине плодов и по урожайности должны намного превзойти все известные до сих пор. На основе разработанного генетиками способа сейчас получают высокоурожайные гибридные семена кукурузы. Но ценные качества таких семян обычно через одно - два поколения уже теряются. А с помощью полиплоидии удается закрепить лучшие качества гибридных растений на много поколений. Громадное значение имеет то, что полиплоидия восстанавливает плодовитость отдаленных гибридов, которые обычно почти вовсе бесплодны.

Так ученые, переделывая природу, заставляют ее еще лучше служить человеку.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены