В горах Юго-Осетии

П Тифлисский| опубликовано в номере №111, октябрь 1928
  • В закладки
  • Вставить в блог

В комнату вошла хозяйка дома, старуха лет 60, в черном рваном платке с подоткнутой юбкой.

Стали с ней беседовать о жизни, я она, подперев руку, начала жаловаться.

- Бог хочет, чтобы молодежь молилась, - говорит она, щуря выцветшие глаза и улыбаясь пергаментным лицом.

Отцы и дети. Два мира. Молодое и старое. У нашей хозяйки - комсомолки давно выброшены иконы, и в деревянные божницы вставлены карточки, на которых, вместо богов, молодые лица. Но надо сказать, что некоторые старики здесь, в этом глухом ущелье, на стороне молодняка.

Есть в Зонкари два старика, о которых стоит написать.

Примерные деды

Валиеву Росебу около 120 лет. Он не верит в бога и всегда вступает в бой и споры с верующими. Всюду и везде он поддерживает комсомол и пионеров. Все внуки у него пионеры и комсомольцы. Старик прожил порядочно, а умирать все же не хочется. У старика есть еще 3 - летний внук, о котором он говорит:

- Буду жить еще до тех пор, пока не вырастет внук, ждать буду до тех пор, когда схожу я вместе с внуком косить сено, а после этого уже о легким сердцем можно умереть...

Росеб еще отличается на селе общественной работой. Починить дорогу, поправить мельницу, помочь соседу - он всегда готов. Голос у него звонок, как у молодого, как крикнет - за версту слышно.

Несмотря на его борьбу с богом, все же сельчане о нем очень хорошего мнения и в любом общественном деле слушаются его.

Второй старик - бунтарь Валиев Coco, которому лет 60. У него дети и внуки тоже комсомольцы и пионеры. Он очень уважает комсомол и энергично борется с религией. Бывали такие случаи, когда комсомольцы и пионеры зазеваются и не идут на собрание, то старик их выпроваживает из дому. На селе он ведет общественную работу и заставляет своих детей принимать в ней участие. Некоторые крестьяне ведут такие речи:

- Раньше лучше, мол, было: отдашь князю подать, а после этого он подарит полтинник или поднесет чарку водки, а теперь платишь налог, и ничего никто не дает.

В ответ на это Coco на сходке начинает ругаться и убеждать:

- Забыл, как раньше нас били, измывались над нами, когда мы были бесправны и беззащитны.

У старика парализована рука. Он ведет пропаганду против религии, показывая на свою руку:

- Если есть бог, то пусть он мне мою руку вылечит. Его нет, он не лечит, потому - то я и не верю.

Сосо о крестьянском займе говорит:

«Я должен приобрести облигацию, несмотря ни на что». Некоторая часть стариков посещает политчитки и интересуется работой комсомола. Разумеется, не все хорошо. Много недостатков пришлось нам наблюдать наряду с крупинками чистоплотности, много еще в домах грязи, дети в лишаях, в чесотке и т. д.

Представление о комсомоле не у всех крестьян правильное; некоторые (меньшинство) даже относятся к нему отрицательно. Религия тоже еще властвует над психологией осетинского крестьянина. До сих пор крестьяне приносят жертвы, которые состоят из шашлыка, араки, хлеба и т. д.

Иногда комсомольцев, как самых молодых в семье, заставляют относить жертвы в церковь. На этой почве часто происходят раздоры, комсомольцу приводится отделяться; особенно родители недовольны комсомольцами за безбожие.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

В дебрях Приморья

От советской гавани до Хабаровска. Продолжение

Игра в любовь

Продолжение