У Горького

Н Никандров| опубликовано в номере №506, июнь 1948
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Вы читали? - обрадовался и повеселел автор. - Значит, я правду написал? Правду? У меня нет ничего выдуманного. всё взято из жизни.

- Факт сообщён правильно, - с прежним спокойствием, не спеша продолжал Горький, поставив на стол локти и сцепив длинные пальцы рук. - Но для художественного произведения этого ещё не достаточно. Не хватает многого. Я извиняюсь, что буду повторять старые, азбучные истины, но произведение искусства - не протокол, оно должно не регистрировать факт, а его осмысливать, вскрывать, освещать изнутри. Если ещё кое - как можно понять причину покушения на самоубийство вашего Ветлугина, то почему он пытался убить и Остроумову, - это читателю вашего произведения ни в какой мере неясно. Почему ваш герой «дал девушке две пули», а себе оставил одну, об этом тоже можно было бы написать очень многое. А у вас всё смято. Взята значительная тема, но в меру своей значительности не разработана.

- Значит, тема моя значительная? - жалобно и вместе радостно переспросил юный автор, весь красный, обливаясь потом, как в бане.

- Да, очень значительная, - подтвердил Горький и продолжал разбор: - Это я говорил относительно содержания прочитанной вещи. Теперь коснёмся остального. Совсем нет красок; отсутствуют картины; голый перечень названий предметов, а не самые предметы в их материальности. Ни одного человеческого портрета; ни одного характера; только фамилии. А художник слова должен показывать вещи, а не только называть. Назвал сирень - покажи сирень или чувственное впечатление от неё. Назвал Саратов - покажи этот город, дай хоть один чисто саратовский штрих. Назвал любовь - нарисуй её, покажи, как она выглядит. Назвал отчаянье - то же самое заставь меня ощутить это чувство, заболеть им. Если пишете «слава», то дайте точный её запах, заставьте читателя почувствовать, чем она пахнет. Кстати, необходимо отметить, что у вас на протяжении трёх страничек четыре раза «цветёт сирень», а если считать название, то и пять раз. Многовато. Хватило бы двух. И совсем не обязательно в рассказе приводить подлинное имя живого человека, Максима Горького, поскольку это - не заявление прокурору на предмет привлечения Максима Горького за соучастие в предумышленном убийстве гимназиста Ветлугина. Вместо «писатель Максим Горький» можно было бы написать «модный писатель». Так скромнее, без претензии на скандал или сенсацию. И опять: почему вы фамилию гимназиста не изменили? В газете был Ветлугин, и у вас Ветлугин. Осталось ещё сказать о морали произведения, зачем писано.

Тут Мукосеев воспользовался паузой, когда Горький хотел передохнуть, и осторожно, слово за словом, высказал свои объяснения:

- Зачем писано, - это у меня было подробно объяснено в прежнем варианте рассказа. Там была мораль вещи или, вернее, специальная концовка с моралью, как бывает в баснях. Потом я вспомнил ваши указания, что разжёвывание и подсказывание читателю не нужны, и выбросил её. Сейчас, насколько позволит память, могу привести текст той морали: «К сожалению, случай с Ветлугиным и Остроумовой не единичный среди саратовской молодёжи. Все девушки Саратова с некоторых пор охвачены одной и той же болезнью, подавайте им жениха никак не меньше Максима Горького. Или Максим Горький или никто. Лучше они останутся в старых девах, а Ветлугины им не нужны».

Аудитория разразилась взрывом хохота. Кто - то, один, яростно зааплодировал. Оглушённый шумом, Мукосеев стоял и озирался по сторонам, видимо, не уясняя себе, как принята его концовка: с одобрением или с осуждением.

Горький, как сидел за столом, так вскинул вверх лицо, раскрыл большой рот и тоже добродушно захохотал, потом сильно закашлялся и частыми взмахами руки решительно отверг мукосеевскую «концовку», как несерьёзную, идущую вразрез с общим тоном всей вещи.

Вдоволь насмеявшись, на некоторое время все замолчали, однако, судя по лицам, и во время молчания продолжали мысленно шутить всё на ту же щекотливую тему: о бесталанных женихах и требовательных невестах.

При возвращении автору рукописи со своими правками Горький строго сказал, обращаясь ко всем:

- Чтобы из газетной заметки сделать художественное произведение, надо очень много работать. Работать и работать.

Вместо «работать» он, как всегда, произносил «роботать».

- Значит, доработать? - впился преданными глазами в Горького Мукосеев.

И все видели, как дрожали у парня руки, принимавшие от Горького рукопись.

Затем подверглись критическому рассмотрению другие рукописи, по нескольку штук сразу - одна слабее другой, - после чего начинающие авторы задавали Горькому вопросы.

- Алексей Максимович, а как название рассказа? - спросил голос с места. - «Цвела сирень» - хорошее название?

Горький, не торопясь, глянул в ту сторону, откуда спросили, и тоном обстоятельности ответил:

- Название рассказа или должно одним - двумя меткими словами определять смысл произведения, охватывать его идею и содержание, или названием рассказа автор пользуется как лишним, добавочным художественным штрихом, усиливающим впечатление от вещи. Здесь название «Цвела сирень» относится ко второму случаю, оно взято автором, чтобы усилить трагизм рассказа.

- А можно так, - спросил Мукосеев, - после конца моего рассказа приписать ещё одну строчку: «Накрапывал дождь». И весь рассказ назвать «Накрапывал дождь»?

Аудитория сжалась и закусила губы в ожидании ответа Горького.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Противостояние

11 декабря 1918 родился Александр Солженицын

Незабываемый "Дядя Степа"

13 марта 1913 года родился Сергей Михалков

История одной страсти

30 марта 1746 года родился Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес

в этом номере

Календарь «Смены»

Подвиг бессмертен

О молодом, советском человеке

Обзор откликов читателей «Смены»