Твори, выдумывай, пробуй!

Б Привалов| опубликовано в номере №675, Июль 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

Небольшая аудитория в одном из киевских институтов. Карты, схемы, чертежи. За кафедрой лектор. Что это, обычные занятия? Нет. Это идет заседание научного кружка. Докладчик - такой же студент, как и сидящие перед ним юноши и девушки, - подробно рассказывает о проведенных им опытах, о своих наблюдениях, выводах. Товарищи внимательно слушают, а особо интересные факты записывают в тетради.

В институтах Киева таких кружков насчитывается около тысячи. Все они объединены в семнадцать научных студенческих обществ. Здесь будущие инженеры, агрономы, экономисты, геологи под руководством опытных преподавателей пробуют свои силы в исследованиях, приобретают практические навыки, расширяют и углубляют знания.

Репортаж, который мы помещаем на этой странице, рассказывает о работе научных студенческих обществ трех крупнейших вузов столицы Украины.

1

Однажды в стенной газете «Металлург» политехнического института появилась статья, которую студенты перечитывали по многу раз. Автором ее являлся бывший воспитанник института, а ныне вице - президент Академии наук СССР академик Иван Павлович Бардин. Обращаясь к студентам и отвечая на их вопросы, он писал:

«... Что такое творческий и что такое школярский подход к изучению тех или иных явлений? Творческим в жизни называется всякое дело, которое с течением времени все улучшается, а сами творцы его, не останавливаясь на достигнутом, ищут пути к его совершенствованию.

Под школярством подразумевается, например, такое положение, когда студент со всей добросовестностью изучает уже сформулированные научные истины, столь же добросовестно и, быть может, успешно сдает экзамены по тем или иным дисциплинам и успокаивается на достигнутом, полагая, что круг его интересов и стремлений на этом замыкается».

Эти слова известного ученого хорошо помнят студенты института. Вся работа здесь построена так, что творческое начало всегда берет верх. И недаром большинство студентов не только хорошо учится, но и активно участвует в деятельности научного общества!. В пятнадцати секциях - электротехнической, горной, металлургической, химического машиностроения и других - во всех восьмидесяти научных кружках будущие инженеры творчески решают вопросы, которые ставит перед ними жизнь. Именно жизнь, ибо члены НСО не просто занимаются научными изысканиями, а выполняют заказы производства. Темы, которые разрабатываются в НСО, прислали в институт заводы, фабрики, шахты. Выполнить заказ производства - это и почетно и трудно.

Однажды в институт пришла заявка от горняков. Шахтеры просили студентов заняться усовершенствованием системы связи, соединяющей машинистов угольного комбайна с погрузочными пунктами. От четкости и бесперебойности связи во многом зависит производительность труда комбайнеров. Кафедра передала заявку в НСО, и за решение этой проблемы взялись студенты Терпиловский и Комаревский. Немало потрудились они, прежде чем нашли такой вариант системы, который им показался удовлетворительным. Во время практики на шахте имени Киселева (трест «Чистяковантрацит», Донбасс) студенты провели испытания своего рационализаторского предложения. Испытания дали положительные результаты, предложение было принято и, как показала работа, принесло немало пользы. Начальник шахты, горный директор второго ранга тов. Даииленко сообщил в институт: «Годовая экономия от внедрения предложения тт. Терпиловского и Комаревского равняется 82 267 рублям, прирост месячной добычи угля - 2 067 тоннам».

В комнате Совета НСО хранится толстая папка. В ней отзывы о студенческих работах. Здесь можно найти письма с предприятий Днепропетровска, Запорожья, со строительства Куйбышевской ГЭС, из цехов Минского автомобильного завода - отовсюду, куда выезжали студенты на практику. За хорошую работу, за стремление внести в производство новое рабочие и инженеры благодарят воспитанников института. Практика для членов НСО - это не обычное знакомство с производством, а первая попытка творчески включиться в большой созидательный процесс на предприятии. Здесь они проверяют расчеты и схемы, разработанные еще в стенах института, испытывают новые усовершенствования, и часто бывает, что именно на том предприятии, где студенты проходили практику, новое предложение находит первое применение. Недаром на ежегодной научно - студенческой конференции все чаще звучит скромная формула - «предложение внедрено». Эти два слова ярко свидетельствуют о том, что стиль работы в НСО не школярский, а боевой, творческий.

2

В Киевском университете имени Т. Г. Шевченко есть интересная карта. На ней от столицы Украины в разных направлениях расходятся тонкие линии - к Москве и другим городам с крупными учебными центрами. Эта карта рассказывает о связях университета с научными студенческими обществами вузов страны. С москвичами, ленинградцами, саратовцами обмениваются киевляне опытом научной работы, устраивают совместные дискуссии на особо важные темы.

В университетском НСО 96 кружков. В них занимается около двух тысяч студентов. Восемьсот пятьдесят «действительных членов», а остальные «члены - корреспонденты», как их в шутку здесь называют. Стать «действительным членом» нелегко: нужно представить в Совет общества самостоятельное исследование. Товарищи внимательно ознакомятся с ним и вынесут решение, принять или не принять автора работы в общество. С каждым годом требования в НСО повышаются, но число «действительных членов» тоже растет. И дело тут не только в хорошей общеобразовательной подготовке студентов, а и в том, что сама постановка работы в обществе способствует проявлению творческих задатков у будущих специалистов.

Университет шефствует над Бориспольским районом Киевской области. Сюда приезжают на практику студенты многих факультетов - биологи, географы, экономисты... Для членов НСО Бориспольский район стал как бы большим опытным участком, на котором они проводят свои исследован кия и вместе с колхозниками решают главную задачу - как увеличить урожайность полей.

В первую очередь студенты разрабатывают те темы, которые с точки зрения практики особенно важны. Было обнаружено, например, что карта почв района устарела. Местами она просто не соответствовала! действительности. Правильно размещать посевы, руководствуясь такой картой, невозможно. И вот студенты - биологи Шматко, Лозова, Подусенко, Гутыря и Карпенко занялись уточнением «почвенной географии». Для этого им пришлось побывать во многих колхоза!», на полях, исследовать различные участки. В результате новая карта была составлена!.

Очень пригодилась землеробам и огородникам Бориспольского района работа студентов Хитрово, Доцеяко и Партыка «Различные заболевания культур в сельхозартели имени Сталина».

Об успехах научного студенческого общества можно судить хотя бы по тому, что восемнадцать «шевченковцев» приказом министра высшего образования Украины были награждены ценными подарками и премиями.

На состоявшейся недавно 12-й университетской конференции общества было зачитано 120 докладов. Это говорит о широком размахе работы общества Но самым отрадным, пожалуй, является не количество представленных исследований, а глубина их разработки, тесная связь с жизнью, практикой. Это и есть самая характерная черта в работе научного студенческого общества Киевского университета.

3

Село Ключарки, что раскинуло беленькие хаты среди полонии Закарпатья, даже у завзятых кукурузников считается самым «кукурузным мистом». Именно здесь колхозница Терезия Габовда одна из первых вырастила по 230 центнеров кукурузы с гектара.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте  о российском  императоре Михаиле II, сутки носящем этот титул после отречения своего брата Николая II-го, документальную повесть-воспоминание о великом художнике Илье Глазунове, о жизни и творчестве Константина Бальмонта, о гениальном Гекторе Берлиозе, о великом русском педагоге и актере Михаиле Чехове, окончание детектива Андрея Дышева «Одноклассники» и многое другое.



Виджет Архива Смены