Творчество молодых поэтов

Ан Tарасенков| опубликовано в номере №463-464, сентябрь 1946
  • В закладки
  • Вставить в блог

Многим нашим молодым поэтам нехватает идейной глубины, серьёзности при разрешении политических или общественных тем. Василий Захарченко опубликовал в журнале «Октябрь» (№ 5 за 1946 год) стихи «Автострада Берлин - Штеттин» и «Над голубым Дунаем». Автор описывает порядок, аккуратность, которые, по его мнению, присущи немецким дорогам. Каков же вывод автора?

«И ты летишь в автомобиле, Придавленный, лишенный слов, Как будто бы тебя избили Зеленым строем шомполов».

Странный вывод! Неужели Захарченко, который был в Германии вместе с победоносной Красной Армией, передвигаясь по дорогам этой страны, не испытал ничего, кроме чувства придавленности, столь нехарактерного для бойца Красной Армии?

Разочарование постигает читателя и при ознакомлении со стихами Галины Морозовой, напечатанными в № 3 - 4 журнала «Октябрь» за 1946 год. По своей литературной манере стихи Морозовой неоригинальны. Очень сильно здесь влияние Пастернака, но не тех произведений этого поэта, где он, преодолевая свою усложнённость, тянется к живому, реалистическому стиху, а как раз наиболее отрицательных сторон его творчества. Нарочито усложнённый синтаксис, нагромождение произвольных, зыбких ассоциаций - всё это очень сильно в стихах Морозовой. Но хуже всего то, что они пусты, малосодержательны. Любовное томление, скорбное одиночество - вот чем делится Морозова с читателем:

«И, расчётов не касаясь, Важной значимости дел, Подари мне только завязь Сна, которым ты болел. Только замысел непрочный, Только недовольный вздох, Черновых набросков почерк, Тех, что сохранить не смог».

Всё это очень манерно, очень слащаво и... пусто. С подобной безыдейностью и бедностью мысли вряд ли Г. Морозова сможет достичь серьёзных успехов. Её стихотворные упражнения лежат далеко в стороне от того пути, на который вывел нашу литературу Маяковский.

«Когда же поймут, что поэзия труд, что место нужно и время ей?» - спрашивал Маяковский. Этот вопрос, к сожалению, не потерял и по сей день своей актуальности.

* * *

Неправильно было бы старательно и придирчиво искать в стихах молодых поэтов мотивы «нытья». Не всякая элегия, не всякое - подчас горькое - раздумье над ранами и страданиями народа в дни войны есть нытьё. Советская поэзия - правдива, честна. Советские люди с великим уважением относятся к памяти тех безымянных героев, которых положили «в шар земной, как будто в мавзолей» (строчка из стихов С. Орлова). Тема героев, отдавших свою жизнь за родину, не устарела и не устареет никогда. Вся богатая гамма чувств и переживаний советского человека должна найти себе место в поэзии. Важно только, чтобы частные детали не закрывали перед поэтами больших и радостных перспектив исторического развития нашей Родины, нашего народа.

Приветствуя появление молодых талантов, всячески поощряя их рост, никогда нельзя забывать, чему служит советская поэзия. Поэт не может быть воспитателем молодёжи, если он не вооружён передовыми идеями нашего времени, если он работает над поэтической формой кое-как, приблизительно. У нас в стране широко открыта дорога всему талантливому, молодому, подлинно творческому. Тем более беспощадны должны мы быть к проявлениям поэтического бездумья, чуждого советской культуре эстетства, безыдейности и халтуры.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены