Только вверх!

Евгения Гордиенко|11 Апреля 2013, 15:58
  • В закладки
  • Вставить в блог

12 апреля - День Космонавтики

 

 

Только вверх! 

Когда он родился, мир едва ли был уверен в том, что человек сможет продержаться в воздухе больше часа, а конструкторская мысль двигалась в направлении развития строительства дирижаблей. Он же, всего лишь по прошествии полувека, смог запустить на околоземную орбиту первый искусственный спутник Земли. А еще через несколько лет в космос отправился человек и, более того, вернулся оттуда целым и невредимым.

Его именем названо в нашей стране немало улиц и проспектов, его имя носит и подмосковный город, где он трудился многие годы, приводя человечество от дирижабля к ракете.

В самом начале проспекта Королёва в городе Королёве стоит памятник Сергею Павловичу. Памятник скромный, небольшой, никак не соотносящийся с этой великой личностью. Гораздо больше внимание посетителей города  привлекает ракета, стоящая на повороте в Королёв с Ярославского шоссе. Именно она, эта ракета, и была делом всей жизни СП («эспэ» – так его называли  все, от уборщицы до главного инженера). Ракета устремлена вверх, как и ее создатель, который в жизни не признавал пути назад. Только вперед – и вверх.

 

Сергей Павлович Королёв родился на Украине, в городе Житомире. Его отцом был преподаватель словесности Павел Яковлевич Королёв. Но жизнь его с матерью Сережи – Марией Николаевной – не сложилась, и вскоре супруги расстались. Юный Сережа остался на попечении матери и ее родителей, а вскоре – и отчима, Григория Баланина, инженера. И если отца мальчик почти не помнил, то отчима обожал. Возможно, именно Григорий Михайлович и привил пасынку любовь к конструированию, изучению, к пониманию всего, что так или иначе связано с «машинерией».

Семья перебралась в Одессу, где как раз в 1921 году появился отряд гидросамолетов ГИДРО-3. Сережа был в восторге от захватывающих полетов над морем. Он познакомился с механиком гидроотряда и стал незаменимым его помощником. Там же подружился и с летчиками. Вскоре ему самому представилась возможность подняться в воздух, и с этого момента, навсегда влюбившись в небо, Королев решил стать летчиком.

С Военно-воздушной академией в Москве, однако, не сложилось, и Сергей поступил в Киевский Политехнический институт, где стал учиться на авиационного инженера.

Денег регулярно не хватало, поэтому Королев подрабатывал, где только мог, – даже был разносчиком газет. В письме к матери он писал, что встает в пять утра, разносит газеты, получает «восемь карбованцев» и планирует снять жилье.

Через два года учебы в Киеве Королеву удалось перевестись в Москву, а позже туда переехали и мать с отчимом.

В 1927 году Королев с отличием окончил планерную школу в Москве, испытав немало новых планеров. Он был в восторге от того, чему учился и чем занимался.

В эти годы всех особенно интересовал космос. Немало усилий к тому приложили Циолковский, Цандер и даже многие фантасты, такие, как, например, Толстой, с его «Аэлитой», или (чуть позднее) Беляев со «Звездой «КЭЦ», посвященной Циолковскому.  

Королёв же мечтал не только летать, но и строить аппараты, на которых можно летать.

Примерно в это время Сергей познакомился с Циолковским и Цандером. Сам он так вспоминал о своей первой встрече с Константином Эдуардовичем: «Шел 1929 год. Мне было тогда что-то около двадцати трех. Вместе с друзьями мы уже в то время увлекались планеризмом, самолетостроением, разрабатывали небольшие собственные конструкции...

Приехали мы в Калугу утром. В деревянном доме встретил нас высокий старик в темном костюме. В руках его был слуховой аппарат в виде рупора из жести. Он прикладывал его к уху, но просил говорить негромко. Запомнились удивительно ясные глаза. Говорил Циолковский энергично, обстоятельно. Минут за тридцать он изложил нам суть своих взглядов. Не ручаюсь за точность сказанного, но запомнилась мне одна фраза. Когда я, с присущей молодости горячностью, заявил, что отныне моя цель - пробиться к звездам, Циолковский улыбнулся и сказал:

- Это очень трудное дело, молодой человек, поверьте мне, старику. Это дело потребует знаний, настойчивости, терпения и, быть может, всей жизни...

- Я не боюсь трудностей, - ответил я тогда.

- Ну, вот и отлично. Начните с того, что перечитайте все мои работы, которые вам необходимо знать на первых порах. Прочтите их с карандашом в руках. Я всегда готов помочь вам.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены