Там, где печатают «Смену»

Л Искров| опубликовано в номере №28, Май 1925
  • В закладки
  • Вставить в блог

5 - Я «ТРАНСПЕЧАТЬ». Это что за штука? - недоумевал секретарь редакции.

- Чудак! Это 5 - я типография полиграфического объединения НКПС, сокращенно - «Транспечать», - разъяснял выпускающий. - Там теперь будет печататься «СМЕНА». Типография помещается у Южного моста, туда и гони мне материал...

- «Транспечать... у Южного моста» - эти слова год тому назад вызывали у редакционных ребят весьма разнообразные и смутные представления. 20 № - ров «СМЕНЫ» отделяют, нас от «доисторического периода» первых месяцев существования «СМЕНЫ».

Теперь, когда «Смена» крепко вросла в жизнь типографии, когда типография и типографские дела стали нашими делами, можно и нужно рассказать читателю, как и где рождается «Смена» такой, как мы ее видим в клубе, на столе «читалки» или в киоске продавца.

***

В тесноватых комнатках редакции «переваривается» материал очередного номера. Ножницы, клей, красный карандаш властвуют над узкими полосками бумаги, вылезшими из пишущей машинки. И по проволоке телефонного провода бегут сообщения из типографии в редакцию и обратно. Выпускающий принимает распоряжения редакции, отвечает на ее запросы: «Ну, как с номером»? «Кончил верстку, получил очередной набор?» «Что слышно насчет клише?» Иногда у телефонной трубки в редакции раздаются возмущенные возгласы: «Опять задержка!» «Запаримся» с номером». И в ответ следуют объяснения выпускающего «почему и как».

А между телефонными беседами вклинивается курьер, таскающий готовые клише из цинкографии, и отвозящий материал для набора или оттиски для просмотра в редакцию.

Но вот уже узкие полоски в руках наборщиков. Идет набор.

Все в порядке, все идет тихо и мирно пока не начинается верстка номера. Верстка - это расположение набора столбцов в страницы со вставками в текст иллюстраций - клише. Верстка может начаться лишь в том случае, если готовы все клише, и когда набор выправлен в первой корректуре.

Если, скажем, материал очередного № - ра весь готов к сдаче в набор 25 - го числа месяца, то процесс производства «Смены» при нормальном его течении представляется в таком виде.

Примечание 30 - ое, 7 - ое, 11 - ое - воскресения.

В итоге на весь процесс производства «СМЕНЫ», начиная с набора и кончая рассылкой подписчикам, при нормальном течении работы необходимо 20 дней.

Понятно, что для регулярного выхода журнала, именно, необходим такой жесткий календарный план. При теперешней перегруженности типографии, недостатках и нехватках в типографском материале, невозможности для подгонки поставить нужное количество наборщиков или предоставить срочно по требованию печатные машины - запоздание на 1 - 2 дня в одном «звене» производства влечет за собой запоздание на 1 - 2 дня (а иногда и более) во всех последующих «звеньях».

Вот почему трудно наладить регулярный выход «СМЕНЫ».

***

История выпуска «СМЕНЫ» имела много случаев, когда верстающие «СМЕНУ» наборщики активно ругали и редакцию и выпускающего. И, действительно, иногда было за что ругать.

Вот маленький перечень всех наших несчастий:

Частая смена выпускающих «СМЕНЫ» (а их сменилось за год 6 чел.), несвоевременная сдача материала в набор (помнится классический ответ метранпажу одного выпускающего: материал будет сдан своевременно или несколько позже), затяжка в верстке («верстальные страсти»), трудная правка, гонка с «кампанейскими» номерами, - все это, при наличии сдельной оплаты вызывало, подчас, справедливую руготню по адресу редакции с обещанием «продернуть» сменовскую редакцию в типографской стенгазете. Помнится, частенько приходилось слышать такие «ядовитые» разговоры и вопросы: «Что же это? Номер - то похудал у них - с 32 - х до 24 - х стр., а верстаем одно время», или «СМЕНА», - говоришь, - журнальчик интересный? Ну, а для нашего кармана он не больно интересен... Одним словом, убыток и возня». «Когда же это мы 100.000 тиража - то вашего дождемся? Авось, тогда подработаем!» Или: «Ну и правочка! Чуть ли не весь набор на верстатку выставляй! Придется «СМЕНЕ» часики приписать».

И «часики» писались.

Одно время часы авторской правки обнаружили такой здоровенный и нездоровый рост, что вопрос об уменьшении числа часов авторской правки пришлось поставить как срочную задачу. В настоящее время период «верстальных страстей» и «правочных мук» отошел уже в область предания.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 1-м номере 2020-го года читайте о судьбе Дарьи Лейхтенберг-Романовской,  правнучки императора Николая I, оставшейся жить в России и принявшей советское гражданство, о тайнах, окутавших жизнь и смерть Александра Даниловича Меньшикова, об истории создания. портрета Эриха Рильке немецкой художницей Паулой Модерзон-Беккер, о «поэте бреда» как сам себя называл звезда Серебряного века Федор Сологуб, окончание остросюжетного романа Георгия Ланского «Право последней ночи»   и многое другое. 

Виджет Архива Смены