Сюжеты для мастерка и мольберта

Валерий Гуринович| опубликовано в номере №1262, декабрь 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

Звонили из Свердловского инженерно-педагогического института, первого вуза в стране, который готовит мастеров производственного обучения для профтехучилищ. Заказ солидный – оформление вестибюля, актового зала, аудиторий, кабинетов, изготовление спецмебели. Республиканский комитет профтехобразования просил ускорить работы. «Сам понимаешь, Аркадий Егорович, – раскатисто звучал в мембране баритон зампреда Петра Васильевича Прохоровича, – нужно постараться...»

Постараться-то ребята постараются. По-иному и не приучены работать. Высшая похвала в училище: «На совесть сделано!» Но вот папка заказов – и все срочные, «горящие» – разбухает с каждым днем. Ларин в который уже раз перелистывает бумаги. Санаторий «Белоруссия» в Сочи, Могилевский драматический театр, СПТУ в Речице, пионерский лагерь «Зубренок», студенческое кафе Белорусского технологического института...

И еще срочный заказ: школьные парты для городов Дальнего Востока, Приморья. Он уже видел образцы: отличные парты получились. Конструкция легкая, прочная, компактная. Фанеровка светлая, «под ясень», в сочную желтизну. Кажется, лесом весенним пахнет. Завтра первую партию отгрузят в Хабаровск.

И все же училище не производственный комбинат, не мастерские художественного фонда. Здесь учить ребят

надо, рабочих растить, программу занятий до минуты выдерживать... И так уже вокруг страсти разгораются: кого, мол, готовит Бобруйское городское художественное профессионально-техническое училище?

Статья в одной из республиканских газет именно так и ставила вопрос. Автор, работавший раньше мастером в этом училище, сомневался, нужна ли столь обширная художественная подготовка, столь углубленная система эстетического воспитания для выпускников профессионально-технического училища. И не помешают ли ребятам «возвышенные разговоры об искусстве», когда придут они на производство, где план и узкая специализация потребуют в конечном счете одного: прочного знания ремесла.

Надо сказать, что в рассуждениях этих был свой резон. Восемьсот мальчишек и девчонок учатся сегодня в Бобруйском ГХПТУ № 15. И, понятное дело, большинство из них мечтают о самостоятельной творческой работе. О том, чтобы сделать вещь самому от начала до конца. Придумать, набросать эскиз, сконструировать – радуясь и мучась, искать свой путь в многообразном, выверенном веками народном искусстве.

А на фабриках – производство, раздробленность операций, и можно долгие годы вытачивать одну и ту же деталь для стандартной мебели, вырисовывать один и тот же орнамент на сувенирной шкатулке, «крутить» один и тот же ковш или же «скатывать» для него ручку-держак. Необходимо ли для этого слушать курс «История народных промыслов Белоруссии», ходить на спецсеминары по колеру, изучать цветовые гаммы, композицию, рисунок?..

Для чего они; нескончаемые, жаркие споры об искусстве, вечера в гостиной поэзии, экскурсии в лучшие художественные музеи республики, волнующие поездки в Третьяковку, Русский музей, Петродворец?

Только для общего развития?.. А они-то, ребята эти, рассчитывают, что для дела, для профессии их, для мастерства!

Конечно, статья в газете продиктована была искренним беспокойством автора: а не велик ли разрыв между «теорией» и «практикой», между «поэзией» обучения в художественном ГПТУ и «суровой прозой» жизни?

Проще говоря: а какова потребность в подобных специалистах? Не туманит ли понапрасну юные головы «вечно весенний воздух творчества»?

Сегодня в среднем ГХПТУ №15 ребят обучают по тринадцати специальностям: резчик по камню, чеканщик, маляр по альфрейно-живописным работам, столяр по изготовлению художественной мебели, художник-декоратор, гончар-формовщик (специалист по художественной керамике), столяр по отделке мебели, специалисты по художественным мозаично-плиточным работам, по инкрустации соломкой, по художественной росписи по дереву, цветовод-декоратор, резчик по дереву, маляр по художественной отделке.

Прочтите еще раз этот перечень. Прекрасные, нужные ремесла! Без них наш быт скучен, сер, неудобен. Эти люди украсят его, сделают праздничным. А много ли таких мастеров в службе быта, в различных бюро добрых услуг, в строительно-ремонтных организациях? В республике этих данных нет. Но каждый из нас на собственном опыте знает, что мало, очень мало их в нашей сфере обслуживания. Изготовление индивидуальной мебели, всевозможные отделочные работы в квартирах, покупка оригинальных сувенирных изделий – все это оборачивается для нас массой проблем, сложностей и, выражаясь языком медиков, «стрессовыми явлениями». Вот почему я думаю, что если и существует некий разрыв между «теорией» и «практикой», «поэзией» и «прозой», то искать его надо не в училище, а в организациях, ведающих распределением подобных специалистов.

Если заставить высококвалифицированного токаря-универсала вытачивать элементарные шайбы, то он вряд ли будет рад. И нет здесь никаких «интересов производства», а попросту сталкиваемся мы с обычным неумением распорядиться собственным богатством.

На Брянском машиностроительном заводе имени 50-летия СССР, предприятии высокой культуры, нынче в каждом из цехов работает инженер-художник по эстетике. Когда бываю там, не устаю удивляться: колер для стен тонко, умело подобран, фонтанчики для питья красиво и даже несколько изысканно оформлены металлом и деревом, наглядная агитация не ограничена дежурными стендами «Доска показателей», «Наши передовики» и «Комсомольский прожектор». Умно, со вкусом она «разбросана» по всему цеху. (Именно так, по мнению социологов и психологов, повышается ее кпд.) Возле каждого рабочего места – маленькая оранжерея. Кое-где с цветовой подсветкой. И «работает» здесь эстетика производства в полную мощь: за последние два года производительность труда выросла против планируемой в полтора раза!

Вот вам, как говорится, и цветочки...

А разве художникам-декораторам, цветоводам-декораторам из Бобруйского училища не нашлось бы работы на заводах и фабриках республики!

Мы уже не говорим о предприятиях народного промысла. Нынче широко разнеслась слава о мастерах белорусской соломки, резьбы и росписи по

дереву, гончарного искусства... Но стареют умельцы, сокрушаются порой: кому передать секреты мастерства? А тем временем на прилавках сувенирных магазинов пылятся изделия «с потока»: обезличенные «Три богатыря», «Диво», «Пастушок со стадом»... Стоят рядышком вазы-близнецы, кувшины-копии, петухи глиняные, все почему-то похожие на заморских жар-птиц.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Не развеется ветром

Михаил Довжик Герой Социалистического Труда, кавалер Почетного знака ВЛКСМ, бригадир совхоза «Шуйский» Целиноградской области